Также отдельно выделяют комфортный и акцентный стиль выполнения монтажа фильма.
Комфортный заключается в соблюдении общепринятых методов компоновки отдельных кадров. В фильме, смонтированном в комфортном стиле, зритель не замечает склеек, постоянно четко осознает время и место действия. Акцентный допускает нарушение некоторых, а иногда и всех общепринятых правил монтажа и съемки с целью выделения в кадре (из общей массы) каких-либо важных объектов, основной идеи фильма. Каждый из стилей монтажа хорош по-своему, поэтому применять их нужно, исходя из принципа целесообразности. Постпроизводство или видеомонтаж выполняются в соответствии со сценарием монтажа, рассмотренном в главе 7, по давно известным принципам и правилам. Сначала необходимо прочитать сценарий, написанный до съемок, и вспомнить, о чем фильм. Затем отсмотреть весь снятый материал и сделать “расшифровку” - записать на бумаге его содержание по форме, представленной в таблице 8.1.
Таблица 8.1 Примерный вид монтажного листа
Такая “расшифровка” (таблица 8.1) называется монтажным листом. Она сильно облегчает ориентацию в снятом материале, его компоновку, так как работать с небольшим количеством листов проще и удобнее, чем с видеокассетами - перематывать их и отыскивать нужные сюжеты или снова отсматривать исходные видеофайлы. Основное назначение монтажных листов – подбор лучших кадров для всех эпизодов (сюжетов) фильма, представленных в сценарии. В записях используются стрелки для обозначения направления движения, сокращения, например: М - мужчина, Ж - женщина. Интервью (обозначается как С/Х - синхронная запись) желательно описать подробнее (или хотя бы начало и конец фраз), это облегчит задачу стыковки беседы с закадровым текстом-комментарием. После описания всего видеоматериала иногда можно увидеть, что он отличается от сценария - и это нормально. Жизнь всегда вносит свои поправки; надо научиться извлекать из этих изменений максимум пользы, чтобы раскрыть идею, заложенную в сценарии. В действительности события фильма могут происходить в течение нескольких дней (недель), но держать столько же времени зрителя у экрана невозможно. Необходимо рассказать пусть небольшую, но интересную историю. Одним эпизодам можно уделить больше внимания, другим меньше, а малозначительные вообще опустить. И если впоследствии при просмотре готового фильма наблюдается спад интереса, то это означает, что эпизод затянут, и его надо сокращать. Можно менять последовательность событий во времени, убирать эпизоды, но недопустимо добавлять то, чего не было на самом деле. С другой стороны, какие-либо сюжеты могут быть досняты. Для раскрытия содержания фильма необходимо использовать другие видеоматериалы или фотографии. Фильм выстраивается в порядке, рассмотренном в главе 7. В начало ставится то, что может заинтересовать, привлечь, захватить внимание зрителя, далее следует основная часть, где события развиваются, решаются поставленные задачи, преодолеваются трудности, и, наконец, кульминация действия - достижение цели или нет (почему это оказалось невозможным). Важнейший принцип видеомонтажа (создания фильмов): необходимо использовать смысловой изобразительный контраст, основной закон зрелища: напряжение сменять расслаблением, быстрое действие чередовать с медленным. Нельзя держать зрителя в постоянном напряжении, очень скоро он может привыкнуть к этому состоянию, и тогда потребуются более сильные раздражители. С другой стороны, постоянное “расслабление” (вялотекущее действие и медленный темпоритм фильма) очень быстро надоест зрителю. Переходы от одного эпизода к другому должны быть продуманы еще до съемок и описаны в сценарии; если заняться этим во время съемок, тоже неплохо, гораздо хуже - если при монтаже. Например, такой вариант. Допустим, герой говорит: “Извини, у меня поезд в Вологду через столько-то минут”, - кладет телефонную трубку; следующий план - стучат колеса по рельсам, следующий - герой вошел в дом родителей. Следующий важный принцип монтажа: фильм в целом состоит из сюжетно и логически связанных структурных единиц. Наиболее крупная из них - эпизод, повествующий об отдельном, логически завершенном событии фильма. С одной стороны, каждый эпизод можно рассматривать как маленький фильм, но, с другой стороны, у него нет самостоятельного значения, поэтому он не должен выпадать из общего строя фильма, противоречить идее фильма. В то же время, эпизоды состоят из сцен (сюжетов), показывающих окружение и действия героев в одном определенном месте. Сцены монтируются из кадров — кусочков видео между смежными моментами включения и выключения записи на видеокамере. Кадры одной сцены объединяют таким образом, что они воспринимаются как целое, без стыков, образуя так называемый монтажный кадр. Есть смысл обозначить еще одну структурную единицу фильма — клип (или фрагмент), в который входит 1—3 эпизода. Часто клип или видеоролик представляют собой самостоятельный мини-фильм. Возможно, что фильм состоит из отдельных клипов (роликов). Следует помнить, что в фильме сцены и эпизоды могут выстраиваться линейно в хронологическом или причинно-следственном порядке, но сопоставление или противопоставление параллельных сюжетных линий привносит в повествование больше динамизма, метафоры же придают ему живость и эмоциональную окраску. Как правило, любой новый кадр привлекает внимание зрителя. Первая его реакция - понять, что он видит. Для этого, в зависимости от крупности и сложности построения кадра, зрителю необходимо 2-4 секунды. Если в статичном кадре ничего не происходит в течение 4-6 секунд, то интерес зрителя к нему пропадает. Вернуть внимание зрителя можно либо сменой кадра, либо увеличением длительности кадра более 10 секунд, когда зритель начинает всматриваться в детали, искать нюансы, осознавать смысловую нагрузку кадра, либо началом действия в кадре. За 30 минут в фильме можно показать до 15 эпизодов из 400 кадров и сцен. Кадр не стоит делать короче двух секунд, а сцену - длиннее двух минут. Ещё один принцип: в кадре должно быть действие, движение (иначе он становится неинтересным), человеческий глаз инстинктивно реагирует на любой движущийся объект, который становится центром зрительского внимания в кадре. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|