F84.5 Синдром Аспергера
Диагностические критерии: · Сочетание признаков: · расстройства, сходные с аутизмом («мягкий» вариант аутизма), · двигательные дисфункции (как в F 82- специфическое расстройство развития двигательных функций), · сохранный интеллект и речь. · Встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8:1). Включаются: · аутистическая психопатия, · шизоидное расстройство детского возраста. Исключаются: · шизотипическое расстройство (F21), · простая шизофрения (F20.6), · нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2), · ананкастное личностное расстройств о (F60.5), · обсессивно-компульсивное расстройство (F42.). Дифференциальный диагноз синдрома Каннера и синдрома Аспрегера
СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ (син. гипермоторный, синдром гиперкинетического поведения, гипердинамический, синдром общей двигательной расторможенности) — характеризуется беспокойством, импульсивностью и нарушениями внимания, он затрудняет адаптацию в школе, ухудшает успеваемость. Основные клинические проявления (В.В. Ковалев): · общее двигательное беспокойство, · неусидчивость, · обилие лишних движений, хаотичность движений, · недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, · повышенная аффективная возбудимость, · эмоциональная лабильность, · нарушение концентрации внимания. В МКБ-10 гиперкинетические расстройства рассматриваются в разделе F90–99 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Общие клинические критерии расстройств представлены кардинальными и сопутствующими клиническими характеристиками в рубрике F90 «Гиперкинетические расстройства». Общие диагностические указания
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (F90.0) Нарушения внимания: · Часто неспособен удерживать внимание на деталях; небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. · Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. · Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. · Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). · Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. · Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). · Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). · Легко отвлекается на посторонние стимулы. · Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуация; Гиперактивность: · Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. · Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. · Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. · Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. · Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». · Часто бывает болтливым. Импульсивность: · Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. · Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. · Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ (F90.1) Диагностические критерии: · Гиперкинетические расстройства: · нарушения активности и внимания (F90). · Расстройства поведения (F91.-): · чрезмерная драчливость, хулиганство, · жестокость к людям или животным, · тяжелые разрушения собственности, · поджоги, воровство, лживость, · прогулы в школе и уходы из дома, · частые и тяжелые вспышки гнева, · вызывающее провокационное поведение, · постоянное откровенное непослушание. Гиперкинетические расстройства встречаются при резидуально-органическом психосиндроме, эпилепсии, умственной отсталости, невротических расстройствах, синдроме детского аутизма. Синдромы патологического фантазирования — психопатологически разнородная и разнообразная по формам группа состояний, тесно связанных с болезненно измененным творческим воображением (фантазированием) ребенка. Критерии патологического фантазирования: · стойкий, упорный и трудно корригируемый характер, · причудливость содержания (особое содержание) фантазий, · отрыв от реальности, · нарушения поведения и дезадаптация. Игровое перевоплощение: · Возраст: 3–5 лет. · Психопатология: рудиментарное проявление деперсонализации. · Проявление: поведение ребенка имитирует облик и действия перевоплощенного объекта (животное, персонаж сказки, мультфильма, выдуманное существо, неодушевленный объект). · Длительность: от нескольких часов до нескольких недель. · Встречается при шизофрении, детском аутизме, психогенных расстройствах (как гиперкомпенсаторные реакции, как примитивные истероидные реакции). Патологическая форма игровой деятельности Однообразные стереотипные манипуляции с предметами, не имеющими игрового значения, обусловлена сверхценностью и повышенным влечением. Встречается при шизофрении, аутизме, психогенных расстройствах (как реакция гиперкомпенсации). Фантазии отвлеченного, познавательного содержания · В дошкольном возрасте: абстрактные пытливые вопросы, бесконечные «почему?» · В подростковом возрасте: фантазии связаны со сверхценными увлечениями (составление схем, географических карт, планов, проектов машин будущего и т.п.), присоединяется компонент образного фантазирования Встречается при шизофрении, формирующейся шизоидной психопатии. Образное фантазирование, или визуализация представлений · Яркие образные представления, достигающие выраженности чувственного компонента, свойственного образам восприятия. · Вызываются произвольно и доставляют определенное удовольствие в процессе фантазирования. · Возраст: старший дошкольный и младший школьный. · Содержание фантазий зависит от возраста, интересов ребенка, характера заболевания. · Способствует: сенсорная изоляция. · Сопровождается: однообразными движениями (взмахи кистями, похлопывание, хождение). Встречается при шизофрении, формирующейся шизоидной психопатии, психогенных расстройствах (компенсаторные и гиперкомпенсаторные реакции). Самооговоры и оговоры · Возраст — подростковый. · Связаны с повышением и извращением (садомазохистским) влечений. · Мнимые участия в ограблениях, вооруженных нападениях, угонах автомашин и т.д. · Способствует: дисгармонический пубертат, ускоренное половое созревание, истероидные черты личности. Встречается при шизофрении, пограничных психических расстройствах (как реакции гиперкомпенсации, демонстративной). Идеи переоценки собственной личности с бредоподобными идеями величия в сочетании с конфабуляциями · Mania fantastica infantilis (van Krevelen D.A.). · Возраст — подростковый. · Фантазии нестойкие. Встречаются при МДП, патологическом формировании личности, психогенных заболеваниях. Синдром «уходов и бродяжничества» — относительно распространенная форма реакции избегания и/или протеста. Данный синдром разнороден по генезу, однообразен по внешним проявлениям. Клинические критерии: · Психогенная реакция на неблагоприятную для ребенка ситуацию. · Повторяющиеся уходы из дома, из школы или из другого учреждения. · Уходы из школы могут быть выражением «школьной фобии». · Сопровождается бродяжничеством, нередко многодневным. · Встречается в возрасте 7–15 лет, нередко в дошкольном возрасте. Наблюдается преимущественно у мальчиков. Реактивные: · реакция пассивного протеста («импунитивные побеги»), · боязнь трудностей (у инфантильных личностей), · реакция эмансипации («эмансипационные побеги»), · для избежания общения (у шизоидных личностей), · демонстративные побеги (и истероидных личностей, для привлечения внимания). «Сенсорная жажда»: · потребность в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, · усиленное стремление к удовольствиям и развлечениям, · уходы, связанные с жаждой приключений. «Безмотивные»: · дисфории, депрессия, · дромомания. Уходы как проявления пароксизмов (фуги, трансы): · характеризуется внезапным стремительным началом, · совершается ряд бессмысленных действий (бегство, уход), · фуги совершаются по механизму автоматизма, · наблюдаются во время истерических и эпилептических сумерек, психогенных шоковых реакций. Клиническая динамика синдрома «уходов и бродяжничества»: · Психогенная реакция. · Этап привычных, фиксированных уходов. · Этап импульсивного непреодолимого стремления к уходу. Исходы синдрома «уходов и бродяжничества»: · социальная педагогическая запущенность, · различные формы асоциального поведения, · способствует проявлению неискренности, лживости, стремлению к примитивным удовольствиям, · становится источником патологических формирований личности, · может компенсироваться (после 14–15 лет). Синдром встречается при пограничных состояниях (личностные реакции, патоформирования, неврозы и.т.д.), ЗПР и умственной отсталости, шизофрении, эпилепсии, органическом поражении центральной нервной системы. Возможно отнесение к диагностической рубрике F91.2 (МКБ-10) «Социализированные расстройства поведения». Ситуационно-личностные реакции у детей · Реакция отказа (отсутствие или снижение контактов с окружающими). · Реакция оппозиции: · активная (грубость, непослушание, вызывающее поведение с плачем, бранью, агрессией), · пассивная (отказа, побеги, мутизм, суицидальное поведение). · Реакция имитации(подражание определенному лицу или образу): · положительная, · отрицательная, · негативная. · Реакция компенсации (стремление скрыть или восполнить свою слабость, несостоятельность в одной области, успехами в другой). · Реакция гиперкомпенсации (стремлениедобиться высших успехов там, где он несостоятелен). · Другие смешанные расстройства поведения и эмоций. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|