СИНДРОМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
клинико-теоретические предпосылки Подростковый возраст — это период онтогенеза, соответствующий переходу между детством и взрослостью (как синонимы употребляются — пубертатный возраст, возраст полового созревания, тинейджер, несовершеннолетний, процесс адолесценции). Подростковый возраст был выделен в качестве особого периода развития в промышленно развитых странах в XIX в. Этот этап характеризуется бурным ростом человека и относится к числу критических периодов онтогенеза. Он определяется, прежде всего, неравномерностью созревания отдельных функциональных систем организма. Основная физиологическая особенность подросткового периода развития — половое созревание, нейроэндокринная перестройка всего организма, поэтому этот период носит название пубертатного. В этот период происходят существенные изменения в организме, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Хронологические границы пубертатного возраста определяются не однозначно. В среднем пубертатный возраст по данным многих авторов ограничивается рамками от 10–12 до 18–20 лет. Этот период подразделяется на две фазы — негативную и позитивную. ФАЗЫ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА (по данным литературы)
Кроме того, выделяется третья промежуточная фаза (14–16 лет), которая связана с собственно периодом полового созревания. Наиболее полной и адекватной схемой пубертатного периода является схема А.Е. Личко, в которой обобщены результаты современных исследований. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (А.Е. Личко) Предподростковый возраст (препубертатная фаза) — 10–11 лет. Младший подростковый возраст (1-я пубертатная фаза) — 12–13 лет. Средний подростковый возраст (2-я пубертатная фаза) — 14–15 лет. Старший подростковый возраст (3-я пубертатная фаза) — 16–17 лет. Послеподростковый возраст (послепубертатная фаза) — 18–19 лет. В современном понимании на процессы развития как в онтогенезе, так и в дизонтогенезе большое влияние оказывает сочетание биологических, психологических и социальных факторов (концепция «биопсихосоциальной модели»). Дисфункция созревания этих систем в пубертатном периоде отражается как на физиологических, так и на психических (психологических) проявлениях в норме и патологии. Особенности пубертатного периода
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА Изменения, связанные с конституциональными вариациями физиологических функций (гормональных желез и экзогенных воздействий): · акромегалоидные изменения конечностей, · повышенный рост, · похудание или ожирение, аналогичное клинике псевдоадипозогенитальной дистрофии или адипозогигантизму, · нейро-вегетативная дистония, · чрезмерная подвижность и неустойчивость вегетативной нервной системы, психики и поведения, · отклонения со стороны эндокринных желез — пубертатный зоб, тенденция к спонтанным гипо- и гипергликемии, · лабильность в минеральном обмене, · нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (ювенильная гипертония, акроцианоз, юношеское сердце и т.д.), · изменения со стороны кожи (угри, себорея, гипергидроз), · увеличение или резкое снижение аппетита, · нарушения опорно-двигательной системы (сколиозы, плоскостопие, Х-образные ноги и т. д.). Особенности психической деятельности в пубертатном периоде · Выраженная неустойчивость и противоречивость отдельных сторон нервно-психического склада. · Ведущая роль аффективной сферы, определяющая все поведение, интересы и знание подростка. · Незрелость всех сторон психической жизни подростка как в эмоциональной, так и в сфере поведения, мышления и представлений в оценке явлений окружающей жизни. · Обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов, при которых осознание черт другого человека стоит на более высоком уровне, чем осознание самого себя. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психология подросткового комплекса · Противоречивость притязаний. · Чувство взрослости. · Подражание взрослым. · Противоречивость оценок окружающих. · Интерес к своей внешности. · Потребность в группе. · Упрямство и внушаемость. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПУБЕРТАТНОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ · Типичность личностного и непсихотического регистров. · Универсальность личностных расстройств (психопатических, патохарактерологических, психопатоподобных) — изоморфность. · Поведенческие маски расстройств (патологическое фантазирование, сверхценности и др.). · Психопатологическая незавершенность симптоматики. · Выраженный симптоматический полиморфизм. Психологические аналоги психопатологических феноменов
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Социальное развитие — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Важнейший институт социализации — семья. Воспитание — управляемый и целенаправленный процесс социализации, основа первичной социализации. Вторичная социализация — приобретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Процесс социализации предполагает развитие: · интеллекта, · эмоциональной сферы, · устойчивости к стрессам, · уверенности к себе и самопринятия, · позитивное отношение к миру и принятие других, · самостоятельности, автономности, · мотивации самоактуализации, самосовершенствования. ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ АСТЕНИЯ (греч. astheneia — бессилие, слабость; син. астенический синдром) — состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, частой сменой настроения, раздражительной слабостью, гиперестезией, вегетативными нарушениями и расстройствами сна. Астенические синдромы Пубертатная астения Клинические критерии: · снижение устойчивости к психическим ифизическим перегрузкам, непереносимость стресса, · нарушение произвольного внимания, повышенная непроизвольная отвлекаемость, · снижение способности к концентрациимыслительной деятельности, замедление ассоциативного внимания, · падение интеллектуальной продуктивности, · снижение побуждений и инициативности, · вазовегетативные расстройства, гиперсомния. Юношеская астеническая несостоятельность (неспецифический эндогенный синдром) Клинические критерии: · низкая продуктивность интеллектуальной деятельности, · вялость, пассивность, адинамия, · расстройства ассоциативного процесса, · затруднения интегративного сознания, · превалирование психического компонента, · субдепрессия или депрессивные идеи. Встречается в дебюте прогредиентной шизофрении, ипохондрическом синдроме, в синдроме дереализации–деперсонализации, депрессивном синдроме, истерических расстройствах, в атипичных фазовых состояниях. ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕБОИДНОГО СИНДРОМА первые описания гебоидного синдрома
Гебоидный синдром Клинические критерии: · выраженное расторможение и извращение влечений, · ослабление высших нравственных установок, · снижение уровня высших эмоций, · повышенная аффективная возбудимость с агрессией, · недоброжелательное отношение к близким. Нозология гебоидных расстройств (по данным различных авторов)
Синдром дисморфофобических расстройств Клинические критерии: · идеи мнимого или преувеличенного физического недостатка; · возможны идей отношения; · «симптом зеркала», «симптом фотографии»; · аффективные нарушения; · стремление к исправлению. Варианты дисморфофобических расстройств: · паранойяльный, экспансивный, сенситивный, аффективный; · включения в синдромы — депрессивный, тревожно-депрессивный, депрессивно-бредовой, сенестопатически-ипохондрический, психической анорексии. Варианты дисморфофобических расстройств при шизофрении: · паранойяльный, параноидный, · аффективно-бредовой, · синестопатически ипохондрический. F 50.0 Нервная анорексия — представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом. Для достоверного диагноза требуются все следующие признаки: · вес тела сохраняется на уровне, по меньшей мере, на 15% ниже ожидаемого или индекс массы тела Кветелета составляет 17,5 или ниже, · больной сам стремиться к снижению веса тела, избегая пищи или вызывая у себя рвоту, принимая слабительные средства, чрезмерно занимаясь гимнастикой, используя анорексигенные и/или диуретические средства, · искаженный образ собственного тела, навязчивые сверхценные идеи «не допустить ожирения», перспектива которого вызывает ужас, · общее эндокринное расстройство, включающее ось гипоталамус — гипофиз — половые железы и проявляющееся у женщин аменореей, а у мужчин потерей полового влечения и потенции; могут быть повышенными уровни гормона роста и кортизола, изменения периферического метаболизма тиреоидного гормона и аномалии секреции инсулина, · в препубертатном возрасте — задержка (прекращение) роста, задержка развития вторичных половых признаков, · при сочетании с депрессивной и/или фобической симптоматикой необходима двойная кодировка. · Не редки случаи диссимуляции. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|