Здавалка
Главная | Обратная связь

Текст. Функциональные стили речи



В результате изучения темы студент должен:

- знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

- уметь на практике определять принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям профессиональной подготовки студентов.

Задание № 10. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный.

Стили литературного языка прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, т.к. именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

Основные черты научного стиля:

· активное использование специальной и терминологической лексики;

· преобладание абстрактной лексики над конкретной;

· отсутствие разговорной и просторечной лексики;

· неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной оценочной окраской.

Характерные черты официально-делового стиля:

· сжатость, компактность изложения;

· стандартность расположения материала;

· широкое использование терминов, номенклатурных наименований;

· почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

· слабая индивидуализация стиля.

Основные признаки публицистического стиля:

· употребление стандартных, клишированных средств языка;

· активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т.п.);

· широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии: общественно-политическая лексика, различные термины (экономические, политические, военные, спортивные, литературы и искусства);

· совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике;

· экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при большой информативной насыщенности.

Характерные черты разговорного стиля:

· использование сниженных разговорных языковых средств: разговорно-бытовая лексика, фразеологизмы;

· употребление просторечной, эмоционально окрашенной лексики;

· широкое использование неполных предложений.

Литература:

1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. СПО/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2012. – С. 61-87.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для ссузов под ред. А.В. Голубевой. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 42-112.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.