Текст. Функциональные стили речи
В результате изучения темы студент должен: - знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка. - уметь на практике определять принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям профессиональной подготовки студентов. Задание № 10. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный. Стили литературного языка прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, т.к. именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними. Основные черты научного стиля: · активное использование специальной и терминологической лексики; · преобладание абстрактной лексики над конкретной; · отсутствие разговорной и просторечной лексики; · неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной оценочной окраской. Характерные черты официально-делового стиля: · сжатость, компактность изложения; · стандартность расположения материала; · широкое использование терминов, номенклатурных наименований; · почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; · слабая индивидуализация стиля. Основные признаки публицистического стиля: · употребление стандартных, клишированных средств языка; · активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т.п.); · широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии: общественно-политическая лексика, различные термины (экономические, политические, военные, спортивные, литературы и искусства); · совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике; · экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при большой информативной насыщенности. Характерные черты разговорного стиля: · использование сниженных разговорных языковых средств: разговорно-бытовая лексика, фразеологизмы; · употребление просторечной, эмоционально окрашенной лексики; · широкое использование неполных предложений. Литература: 1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. СПО/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2012. – С. 61-87. 2. Русский язык и культура речи: Учебник для ссузов под ред. А.В. Голубевой. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 42-112. 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|