Здавалка
Главная | Обратная связь

Адаптивные процессы и методика их регулирования



Технологизация СР

Комплексность проблем СР, сложность объектов и субъектов соц преобразований, необходимость при ограниченном объеме соц ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это настоятельно требует технологизации СР, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Следует предположить, что в СР не существует изолированных технологий; всякое действие, направленное на получение желаемого результата, может производиться только при наличии согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный характер СР, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической соц деятельности (психологические, медицинские, соц-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), и специфические технологии, принадлежащие СР (соц диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.). Технологизация СР позволяет рационально разделить ее виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, действия и результаты которых скооперированы и синхронизированы. Т.о, соц проблема разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартными методами.Соц технологии определяются как совокупность средств и методов воздействия на соц процессы и системы с целью их упорядочения и оптимизации.Технологии СР можно условно разделить на 3 группы: технологии диагностики (на основе изучения соц проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных соц объектов; технологии реализации соц проектов, программ, введения соц инноваций. Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, цель которых — возвращение индивидам способности к соц функционированию (технологии соц реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, можно выделить технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.). Нетрудно заметить, что единая типология технологий СР принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями соц работника. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей; в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.Говоря о функциях технологий ТС, в первую очередь можно выделить следующие из них:1)аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории соц риска, определение нуждаемости в различных видах и формах соц поддержки, мониторинг динамики соц процессов, прогноз изменения существующих параметров; 2)диагностическая: анализ существующих актуальных, и потенциальных соц проблем, установление их причин, исследование проблемного поля соц ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;3)системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов соц помощи людям и группам, оказавшимся в ТЖС, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь системы соц обслуживания на различных уровнях;4)проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка соц проектов, направленных на разрешение того или иного соц затруднения, помощь определенной категории клиентов;5)активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или соц группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из ТЖС, организация развития самопомощи и взаимопомощи;6)инструментально-практическая: оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинга для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих соц прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимся родительского попечения, или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.;7)распорядительно-управленческая: менеджмент органов соц управления, координация деятельности гос-ых и негос-ых организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в соц поддержке гражданам, участие в работе по формированию соц политики, подбор и воспитание кадров;8)эвристическая: приращение соц знания, углубление понимания соц проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих соц работников, повышение их квалификации.Разумеется, эти функции реализуются целиком только в совокупности, во всей системе технологий СР; в каждом же конкретном случае может использоваться тот или иной их набор.

 

 

адаптивные процессы и методика их регулирования

Соц адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого соц организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию соц среды. Под соц адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него соц условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия соц среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Адаптационные процессы проявл в 3х формах, характер-ся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов: 1. Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявл в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще всего явл отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в соц структуру общества. 2. Др форма, характе-ся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявл в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности - создание различных соц утопий и их пропаганда. 3. Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеят-ти. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития. Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют разные степени выраженности - от личностных до клинически очерченных. Поскольку соц адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях соц адаптации: 1)когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается; 2)когда как соц среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;3)- приспособления, «аккомодации» -- связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности; 4)- полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Специфические моменты технологии соц адаптации:

- только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные соц институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной соц среде;

- только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

- процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих соц отношений зависит как от соц принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

- человек сознательно выступает как субъект соц адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.