Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологические технологии в социальной работе.



По существу каждый вид проф деятельности включает в себя психологические аспекты. Особенность СР, ее технологических аспектов, развивающихся на стыке общей психологии, соц.психологии, психодиагностики и т.д., состоит в том, что она рассматривает целенаправленность соц.деятельности, учитывающую особенность психики человека, опираясь на соц.сущность индивида. Основные психологические подходы к технологии СР.1.Глубинная психология: Психоанализ, Индивидуальная психология, Аналитическая психология, Трансактный анализ (каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность). Механизмы защиты личности: 1) Рационализация- человек ищет удобные причины для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок или наоборот в поиске убедительного оправдания неприемлемого поведения. 2) Вытеснение -недостижимая цель и неприятные переживания вытесняются из сознания индивида ради его спокойствия. 3) Замещение – перенос болезненных симптомов на замещающий объект, не имеющий отношения к ситуации. 3) Сублимация – перенос напряжения на социально приемлемую деятельность. 4) Проекция – неприятные ощущения, неприемлемые для личности, приписываются к внешнему объекту. 5) Отрицание или отвергание – человек бессознательно отказывается допустить существование определенных фактов. 6) Интеллектуализация – чрезмерное увеличение роли мыслительного компонента во время анализа стоящих перед индивидом проблем, при этом игнорируются эмоциональные чувства. 7) Идентификация с агрессором – человек справляется с беспокойством, вызванным угрозой, путем включения ряда аспектов поведения агрессора в собственные действия. 8) Репрессия – возврат при угрозе стресса в более раннюю стадию развития. 9) Бегство – человек старается избегать критики и как следствие психологического напряжения. 10) Оглушение – при помощи алкоголя и других средств устраняются конфликты, страхи, достигаются ощущения силы, создается иллюзия ухода от пугающей действительности. 12) Перенос – перемещение бессознательных переживаний в физическую сферу. 13) Обратное чувство. 2.Бихевиоризм- суть в том, чтобы использовать влияние окружения на поведение человека. Главная цель соц работника, с т.з бихевиоризма, способствовать угасанию, нежелательных форм поведения и усиливать желаемое поведение людей с помощью подкрепления соц обучения. 3.Когнитивная психология. Главный принцип состоит в том, что большинство человеческих эмоций и форм поведения обусловлены тем, что люди думают и во что верят. Как следствия задача состоит в том, чтобы помочь клиенту изменить его когнитивное правило и тем самым справиться с эмоц-ми и поведенческими проблемами. 4.Гуманистическое направление. Основы гуманистического направления состоят в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не от его окружения. 5.Нейролингвистическое направление (НЛП). Одно из центральных понятий НЛП репрезентативно-инф-ая система, т.е. представление опыта, связанного с модальностями психики. В работе практического психолога сложились 4 основных направления: 1) Психодиагностика (сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах, клиент вырабатывает свое отношение к данной информации и принимает решение о ее использовании) 2) Психокоррекция (с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа 3) Психологическое консультирование (цель - помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, для активного взаимодействия с людьми) 4) Психопрофилактика (задача - своевременно предупреждать возможные нарушения в определенном развитии индивида, создавать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе). Также важным направлением явл психотерапия, т.е. организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления и трансформации. При всей ее эффективности психологическая помощь не решает собственно соц проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон и смягчет тяжесть существующего положения. 4 типа взаимодействия его с клиентами.

- Решение соц задач. Ориентация на определенные нормы соц поведения, понимания.

- Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы.

- Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осущ нравственного выбора, определенного поступка.

- Собственно психологические задачи, т.е. помочь клиенту осознать и изменить свою систему переживаний.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.