Здавалка
Главная | Обратная связь

Жанр «народного романа» во французской литературе.



Манифест «народного романа» в предисловии к «Жермини Ласерте» Гонкуров. Они называют свою книгу правдивым романом, пишут, что он пришел с улицы. В книге не найдут «воспоминаний проституток, постельных исповедей, пакостной эротики, сплетни, которая задирает юбки в витринах книжных магазинов, — то, что они прочтут здесь, сурово и чисто. … мы им предлагаем клинический анализ Любви» эта книга не утешение, она «печальная и мучительная, нарушит их привычки и повредит здоровью»

Гонкуры пишут, что задумали свой роман, чтобы проверить могут ли в эпоху всеобщего избирательного права, демократии и либерализма, „низшие классы“ претендовать на роман. «Короче говоря, нам захотелось проверить, могут ли слезы, проливаемые в низах общества, встретить такое же сочувствие, как слезы, проливаемые в верхах?». Вторая цель «Нам захотелось выяснить, правда ли, что форма, излюбленная в ныне забытой литературе и исчезнувшем обществе, а именно — Трагедия, окончательно погибла». Роман – подлинное изображение жизни – как социальная анкета.

В романе Гонкуров человек – это среда (постулат натурализма). Деградация Жермини происходит под влиянием среды, ее используют Жюпийоны, родственники... Сначала чистенькая служанка, – начинает пить (дегенерация, как стадия слабоумия), начинает носить лохмотья – клиническая депрессия (пытается покончить с собой) – кончает в больнице для бедных.

Жермини становится жертвой мужчин. Извращенное биологическое естество – полная несвобода человека от искушения. Приехав в Париж, Жермини работает в захудалом кафе, где к ней пристают официанты. Девочка умоляет сестер забрать её оттуда, но те не желают её слушать. Престарелый официант, оказавшись с ней наедине, насилует её. Потом, вымаливая любовь Жюпийона, Жермини продает свои немногие драгоценности, покупает ему мастерскую и обставляет её. Но он бросает ее. Не выдержав любовного томления, она вступает в связь с шалопаем-мастеровым. Тот, решив, что у Жермини есть сбережения, предлагает ей выйти за него замуж. Жермини отказывается расстаться с мадемуазель, и любовник бросает её. Обуреваемая похотью, ночами она бродит по улицам и отдается первым встречным.

Жермини: «маленький человек», задушенный бесчеловечным обществом. Ее горестная судьба говорила о неблагополучии в социальной жизни - роман наносил удар по казенному оптимизму, будоражил общественную совесть.

Роман Эмиля Золя «Западня». Главная героиня прачка Жервеза. Ее мечта «работать спокойно, иметь кусок хлеба, чистенький уголок для жилья, вырастить детей и не быть битой… еще умереть в собственной постели». Но спивается и умирает не в своем доме, битая, не может работать. Роман не о Жервезе, натуралистический роман о среде. «Жить среди плохих людей, попасть в дурное общество – все равно, что попасть в западню».

Среда показана как механизм, отчуждение человека от места работы, места жилья. Большой дом, в котором живут родственники мужа Жервезы – Лорийе, а потом и сама Жервеза с мужем. Дом – самостоятельный механизм, люди только придатки, Жервеза чувствует себя внутри живого организма, великана. Прачечная: прачки как животные или части механизма (сгибаются, разгибаются, отлаженные действия), центр – паровая машина, наоборот будто живая (судорожно трепещущий маховик).

Центральный образ романа – перегонный куб в «Западне» (питейное заведение так называется) языческий бог, Молох, требует человеческих жертв. Первая встреча Жервезы с кубом: она пришла в Западню вместе с будущим мужем, сама – чистенькая прачка, не пьет. Ее тянет к кубу, подходит рассмотреть. Дается подробное описание, выглядел мрачно, Жервеза инстинктивно побаивается его. Олицетворение механизма: подземный храп, урчание, «спиртовой пот» капает из куба. Умерщвление человека: Бурдюк хочет, чтоб ему вставили трубочку с водкой между зубов и больше ничего не надо. Вместо крови – водка. Вторая встреча Жервезы с кубом: пришла за мужем, который уже стал пьяницей, сама начинает пить. Сперва боится, но начинает пить водку и обо всем забывает.

Алкоголизм Жервезы наследственный.Еще в детстве баловалась в матерью анисовкой и чуть не умерла. Из-за того, что пьяный отец бил мать жервеза родилась хромой.

«Жерминаль» ‑ самый мощный натуралистический роман. Золя очень хочется опробовать методы символизма. Получается символика натурализма. Разложение натурализма изнутри. Автор смыкает его с символизмом. «Жерминаль» - это ещё «народный роман». О том, как оскотиниваются люди.

Символические схемы:

1. молох – гиперсимвол. Шахта пожирающая людей, принимающая жертвы.

2. кровавая река

3. Ад

4. рабочие – черти, обезьяны, люди ада.

5. Жерминаль – месяц всходов

Молох – гиперсимвол романа. Через ассоциативные ряды всё врямя попадаешь к Молоху. Вся шахта – дышащее чудовище. Утроба, готовая пожрать целый народ. Всё кончилось, когда шахта обрушилась и её завалило. Для неё нет пространства. Даже пейзаж в романе шахтообразный. Люди – это мясо, скоты. Они разодушевляются, а шахта, наоборот, одушевляется. Она сопит, «зверь сожрал столько человеческого мяса, что ему было трудно дышать». Люди – придатки к лошадям. Церковь с потемневшим колоколом походит на доменную печь нового образца. Ад, где горят уголь и пласты. Тёмно-красные горящие скалы. Бога нет. Бог – капитал, уголь.

Катрин (дочь Маэ) называют именами животных: собака, кляча, змея дохлая плюс дурра и девка. Она становится придатком шахты. Человек превращается в выживающее существо. «Теперь, голая, жалкая, доведенная до состояния существа, вымаливающего подачку на грязных дорогах, словно ломовая кляча, с черным от сажи крупом, по брюхо в грязи, она на четвереньках потащилась дальше, проталкивая вагонетку» (про Катрин). Адова пустошь. Ад как символ рабского труда.

Кровавая река революции: скоты-люди бегут по дороге, и их освещает красное солнце, - живая красная река. Долину заливает как кровью. Красный призрак революции. Описание пролетарского апокалипсиса.

Тартар – ад (казалось в полумраке работают какие-то животные).

Символы грозных всходов: «В пламенных солнечных лучах, юным утром, земля вынашивала в себе этот шум. На ниве медленно росли всходы, грозная черная рать созревала для будущей жатвы, и посев этот скоро должен был пробить толщу земли». Всходы посевов революции

Народ в этом романе: На примере этого романа видно, как рабочие разложились изнутри. Превратились в армию мстителей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.