Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности пьесы-сказки в европейской драме «концам века» (Ибсен, Гауптман).



Учась на историческом факультете Йенского университета, Г. сблизился с видным немецким биологом и философом Эрнстом Геккелем, который познакомил его с идеями Чарлза Дарвина, оказавшего своими теориями большое влияние на развитие реализма в европейских литературах. (в 1912 получил Нобелевку)

Потонувший колокол, 1896 — пьеса-сказка в стихах. главный герой — литейщик Генрих отлил колокол, равного которому нет в мире. Во время катастрофы колокол падает на дно лесного озера, а мастер Генрих оказывается во власти феи Раутенделейн, которая уводит его из «низины» в горы, к вольной жизни и вдохновенному творчеству. Однако мастер Генрих не может уйти от привычной обстановки и Привязанностей и мечется между «низиной» и «вершиной» до тех пор, пока не погибает. В этой пьесе Гауптман использовал мотивы национального фольклора — сказки, предания, поверья. Но сквозь ее фантастическую оболочку проступают и реальные, конкретные приметы времени: разброд, шатания и настроения декаданса, которые царили среди немецкой интеллигенции конца прошлого века.

В 'Потонувшем колоколе, изображая мытарства художника, мастера, широко пользуется элементами сказки, предания, поверья. В ней синтезированы черты неоромантизма и символизма, реалии немецкой провинции и картины, рожденные фантазией автора, фольклорные мотивы и элементы древненемецких христианских мифов.

В драматической сказке «Потонувший колокол» Гауптман размышлял об идее «сверхчеловека», принадлежащей Ф. Ницше. Заявив своего героя, литейщика колоколов мастера Генриха, в начале пьесы ницшеанцем, бегущим от рода людского в «башню из слоновой кости», противопоставив художника-творца мещанской среде, драматург приходит к выводу: творить, отвернувшись от людских горестей, обрести счастье вдали от человечества невозможно.

2 чуждых друг другу мира, 1 населен обывателями, другой - сказочными, фантастическими существами. Обитатели гор - Водяной и Леший, колдунья Виттиха и фея Раутенделейн, гномы с презрением относятся к "долине", к "людям-волкам", которые всегда готовы "светлую испортить жизнь, запакостить ее". красота и гармония - руководят жизнью "гор".

2 объемных образа-символа - "долина" и "горы" - многозначнее и сложнее. гротескные сказочные существа вовсе не повторяют друг друга. эстетика Гауптмана приближается к романтическим принципам Гюго, где смешиваются в одном персонаже высокое и низкое. Гауптмановские обитатели "гор" презирают "слабый, жалкий, человечий род", но им самим не дано чувствовать глубоко и беззаветно. Лишь полюбив Генриха, Раутенделейн узнает, что такое слезы и страдания: "...так, значит, // Я плакала сейчас? Ах, вот как плачут! // Я поняла..."

В то же время жизнь людей, при всем ее несовершенстве и обыденности, по-своему полнокровнее, чем безмятежное существование горных духов и фей. Генрих и его жена Магда по натуре своей чужды друг другу. Магде неведом дух творчества, сжигающий ее Генриха. "Я смысла слов твоих не понимаю", -говорит она в ответ на его мучительные терзания. Любовь Магды - это любовь к Генриху-супругу, Генриху-отцу ее детей, Генриху - просто человеку. Но и ее достаточно, чтобы обезуметь от горя и броситься в реку, туда, где покоится злосчастный колокол - творенье мужниных рук и сердца.

Магда и Раутенделейн - как две путеводные звезды, две нити Ариадны, одна из которых ведет литейщика Генриха к земле, к реальности, вторая манит к горным высям, к мечте. Но художнику нужно и то, и другое. Трагедия Генриха в том и заключается, что он не может соединить, сплавить в своем творчестве оба эти начала. Он и сам весь соткан из противоречий: дерзкий и слабый, честолюбивый и искренний, гордый и жалкий. "Душа и бьется в нем и рвется".

Ты был побег могучий и прямой\\Но, сильный, - ты бессильным оказался,\\Ты званым был, но избранным не стал, -говорит Генриху Виттиха.

Генрих: ...Я там, в долине,\\Чужой - и свой, и здесь, у вас в горах,\\\Чужой и свой...

Метание между реальностью и мечтой, "долиной" и "горами" заканчивается смертью Генриха.

. Оказали влияние творчество: Шекспир и Гёте, Тургенев и Достоевский, Л. Толстой. Не вызывает сомнения влияние на Гауптмана творческих принципов норвежского драматурга Г. Ибсена, с чьей пьесой "Пер Гюнт" многими нитями связан "Потонувший колокол".

 

«Пер Гюнт» - переходная пьеса, написана стихом без фиксированного ритма. Пьеса-сказка с современным содержанием.

В «Пер Гюнте» традиционная проблема (непонимание обществом художника, творящего новую реальность и формирующего новые культурные формы) перерастает в манифест всех людей искусства, которые идут в своём поиске до конца, невзирая на условности (Пера не понимают, смеются над его историями-пересказанными легендами)-этот текст любили символисты.

Пер Гюнт почти не отличает реальность от грёз, действительность для него в любую секунду готова превратиться в вымысел, а вымысел стать правдой. Он поэт, воспитанный на сказках матери

Пер Гюнт всегда хотел быть «самим собой» и никогда самим собой не был, утверждал себя и утерял себя. Пер Гюнт научился у троллей быть «довольным самим собой» и загубил свою личность. Ибо личность есть замысел Божий о человеке, есть Божья идея, которую человек может осуществить, но может и загубить. «Пер Гюнт» научает нас тому, что индивидуум и личность не одно и то же. Индивидуум есть категория натуралистически-биологическая. Личность же есть категория религиозно-духовная. Пер никогда и не стремился стать личностью, он хотел только утверждать свою индивидуальность и думал, что он этим будет «самим собой». Но быть индивидуумом не значит еще быть «самим собой».

Вопрос, что такое «быть собой» мучает Пера Гюнта, не даёт ему покоя. Это вообще главный вопрос пьесы. И в конце на него даётся простой и исчерпывающий ответ. Указание на единственную возможность для человека «быть собой»… (И на единственную возможность для художника по-настоящему соединять поэзию с жизнью.)

Будь собой - советует ему тролль

Будь доволен собой – советует он тролль (конформизм)

А на вопрос «Что означает «стать собой?» отвечает: быть ни на кого не похожим, как не похож на бога чёрт»

Встреча Пера Гюнта с пуговичником, которая происходит уже как бы после его смерти, в мире потустороннем и описывает мытарства души, производит потрясающее впечатление. Пер Гюнт, растерявший за свою жизнь свое «я» и в сущности никогда не бывший «самим собой», встречается в мире загробном с пуговичником, потому что должен пойти на сплав. Он один из тех, которые недостойны ни рая, ни ада. Его ждет небытие. индивидуалист Пер Гюнт совершенно безличен, он утерял свою личность, никогда не был тем, для чего был создан Творцом. Пер стал троллем, т.е. довольным самим собой, т.е. ничем. Быть самим собой значит отречься от себя, исполнить высшую волю.

Но самое сильное в «Пер Гюнте» — образ Сольвейг, образ женской верности и жертвенной любви. Сольвейг всю жизнь оставалась верна Перу, всю жизнь ждала его, он хранился в ее сердце. И вот в час смерти потерявший свою личность Пер мог найти себе пристанище лишь в сердце Сольвейг, о которой забыл, в ее любви и верности. Пер сохранил самого себя, свою личность лишь в Сольвейг. Сольвейг есть вместе с тем и мать-заступница, последнее убежище человека, утерявшего себя и обреченного на гибель. Сольвейг — муза Пера Гюнта, женщина, которая «живёт, ожидая», запомнив его молодым и красивым. Великая Мать, Душа мира, Вечная женственность. Она сохранила образ Пера Гюнта в своём сердце и, в конце концов, тем самым спасла Пера. он всегда находится под покровительством Вечной женственности: «Хранят его женщины; сладить с ним — трудное дело» (карлики).

Финал назидательно-христианский: не гонись за большим, достаточно и малого. Это и есть половинчатое сознание человека 19 века







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.