Здавалка
Главная | Обратная связь

Символическая система романа



Вся шахта – дышащее чудовище. Утроба, готовая пожрать целый народ. На поверхность поднимали мёртвую лошадь Трубу: «Наконец грузчики дали звонок, предупреждая, что "говядина едет"» Всё кончилось, когда шахта обрушилась и её завалило. Для неё нет пространства.

Даже пейзаж в романе шахтообразный. Люди – это мясо, скоты. Они разодушевляются, а шахта, наоборот, одушевляется. Она сопит, «зверь сожрал столько человеческого мяса, что ему было трудно дышать». Люди – придатки к лошадям. Церковь с потемневшим колоколом походит на доменную печь нового образца. Бога нет. Бог – капитал, уголь. Ад, где горят уголь и пласты. Тёмно-красные горящие скалы.

Символы грозных всходов: «В пламенных солнечных лучах, юным утром, земля вынашивала в себе этот шум. На ниве медленно росли всходы, грозная черная рать созревала для будущей жатвы, и посев этот скоро должен был пробить толщу земли». Тартар – ад (казалось в полумраке работают какие-то животные).

Катрин (дочь Маэ) называют именами животных: собака, кляча, змея дохлая плюс дурра и девка. Она становится придатком шахты. Человек превращается в выживающее существо. «Теперь, голая, жалкая, доведенная до состояния существа, вымаливающего подачку на грязных дорогах, словно ломовая кляча, с черным от сажи крупом, по брюхо в грязи, она на четвереньках потащилась дальше, проталкивая вагонетку» (про Катрин). Адова пустошь. Ад как символ рабского труда.

Молох – гиперсимвол романа. Через ассоциативные ряды всё врямя попадаешь к Молоху.

Кровавая река революции: скоты-люди бегут по дороге, и их освещает красное солнце, - живая красная река. Долину заливает как кровью. Красный призрак революции. Описание пролетарского апокалипсиса.

Таким образом, четыре символа: 1. молох – гиперсимвол. Шахта пожирающая людей, принимающая жертвы. 2. кровавая река 3. Ад 4. рабочие – черти, обезьяны, люди ада. 5. Жерминаль – месяц всходов

На примере этого романа видно, как рабочие разложились изнутри. Превратились в армию мстителей.

Золя очень хочется опробовать методы символизма. Получается символика натурализма. Разложение натурализма изнутри. Автор смыкает его с символизмом. «Жерминаль» - это ещё «народный роман». О том, как оскотиниваются люди.

 

Эволюция романа в творчестве Мопассана. «Жизнь» и «Милый друг».

(1853 - 1893)

Новеллист. Начал писать в 1880-м. Всего им написано 260 новелл и 6 романов («Жизнь»1883, «Милый друг» 1885, «Монт – Ориоль», «Пьер и Жан, «Сильно как смерть», «Наше сердце»).

Особенности творчества:

1. Правильное (нравственное отношение автора к предмету)

2. Красота формы

3. Искренность

Искусству М. свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность «подлинно французского языка».

Натурализм

раньше роман описывал необычное, а теперь он описывает жизнь сердца и души в их обыденном состоянии.

Роман «Жизнь»

«Описывает загубленную жизнь прекрасной женщины».

Социальная подоплека романа: экономическая и моральная деградация дворянства. Глубокий лирический трагизм образа Жанны говорит о несомненной родственности ее автору. Пассивностью Жанны в ее гордой покорности судьбе подчеркнута вся неизбежность умирания этой социальной группы, что еще более оттеняется введением в комическом плане четы Бризевилль, этих представителей «законсервированного благородного сословия.

Видно флоберовское начало. В основной коллизии: внутренняя жизнь, мечтания, сама индивидуальность молодой женщины растоптаны пошлостью, низменностью реальной действительности, в которую ее вводят брачные отношения; в композиции: в нарочитой замедленности повествования, в котором событийные эпизоды вплетены в непрерывно текущее воссоздание чувств и переживаний, проникновенных картин природы. Тема разочарования героини.

Мопассану чужда безжалостная объективность Флобера, в его повествовании присутствует лиризм, элегическая грусть, можно даже сказать, нежное сочувствие к героине. Мопассан не отказывается от той смелости в изображении биологического начала в человеке, и в частности физиологической стороны любви, на которой настаивали натуралисты, но эта смелость не превращается в самоцель и не нарушает реалистической целостности изображаемого.

«Жизнь» —это драма утраты иллюзий и веры в жизнь.

Жанна.Живет параллельно с природой. Возвращается из монастыря, где провела свои детские годы молодой, повзрослевшей девушкой. Это весна ее жизни. Все вокруг радуется и поет. Жанна незаметно открывает в себе желание любить, стремление к первой, неземной любви. Она обожает свое имение, которое помнит еще с детства. Это первое ее возвращение в Тополя. Второе происходит уже после свадебного путешествия. На этот раз это уже осень. Она начинает понимать, что ждать больше нечего. Умирающая жизнь природы и Жанны. Но она не остро страдает, поскольку Жанна – человек природы, а природа должна умирать. Существует параллель между Жанной и подобранным ею щенком, который постепенно превращается в беспомощную старую собаку. Но даже в старости Жанна по-прежнему продолжает ждать от весны чего-то нового и хорошего. Сын Жанны – оплот ее надежд в итоге оказывается негодяем (весь в отца), который только и умеет, что клянчить деньги.

Жизнь – это синтез, слияние высокого и низкого, хорошего и плохого.

«Милый друг»

Роман карьеры.

«Весь роман – это отсутствие темы. От Дюрую ждать больше нечего. Все в нем напоминает соблазн из бульварного романа».

Его главная цель – карьера.

«В люди нас выводят женщины» - говорит Форестье. Это и становится руководством к действию для Дюруа. Пишет он бездарно. Первую статью за него написала талантливая Мадлен (которая в будущем станет его женой). Но тем не менее он умудряется проскочить в отдел хроники.

Самая беспринципная сцена романа: женитьба Дюруа на Сюзанне. Это брак из расчета на наживу. Постоянная любовница Дюруа Клотильда де Морель.

Дюруа.

Обладает биологической привлекательностью, которой оперируют натуралисты. В жизни он использует не свои способности, а биологические данные. Марель покупает Дюруа в качестве любовника. Для него женщина – это ступенька в карьере. Все эти женщины окутаны сетью биологических маркеров. Первая – проститутка Рошель (которая и назвала его милым другом) со своими красными губами и полнотой. Все остальные похожи на нее, они все равны. В романе очень сильно биологическое начало. Это заметно даже в деталях (дрожащая серьга госпожи Марель, которая вот-вот сорвется и упадет). Дюруа даже лень называть этих женщин по имени: «Какой я дурак, что женился на той, был бы умнее, жениося бы на этой». В романе идет идентификация вещи и человека. Это видно на примере описания квартиры г-жи Марель, в которой было как-то неуютно, грязно. Сюзанна Вальтер напоминает обезчеловеченную куклу. Дюруа такая же кукла.

Роман как отражение теней. Здесь нет и не будет развития действия, потому что все роли распределены. Семантика зеркальности (зеркало на площадке Форестье, в которое Дюруа смотрит перед своим первым приемом в доме Форестье и когда становится мужем Мадлен, занимает место своего умершего «друга» Форестье). Главное не сам Дюруа, а его отражение.

Сам по себе он – ноль. После смерти Форестье занимает его место и приобретает черты бывшего мужа Мадлен. У него нет своей жизни. Он весь – сплошное отражение. Сам он как полноценный человек в этом мире отсутствует.

Марель

Неряшливая натура. Склонная к случайным связям. Дюруа и Марель идеально подходят друг другу, они по сути одинаковые. Два авантюриста.

Напрашивается сопоставление романов «Жизнь» и «Милый друг». В первом — неуклонный распад жизни, медленное, но неизбежное умирание остатков родового дворянства; в другом — непрерывная линия восхождения, торжество новой социальной силы во всем ее безобразии. Оба процесса тесно связаны: второй неизбежно влечет за собой первый. Утонченные натуры типа Жанны не могут расти на «навозной почве всеобщего избирательного права».

«Жизнь» и «Милый друг» - романы, представляющие две жанровые разновидности. Первый дает индивидуально-психологический анализ: история девушки, связавшей свою судьбу с низким развратным человеком. Второй - роман с резко выраженной социальной тематикой. Наибольшей сатирической остроты жанр социального романа достигает в «Милом друге», где характеристики персонажей отличаются широкой социальной типизацией; весь роман выдержан в плане сдержанного, но беспощадного сарказма по адресу буржуазного общества Третьей республики.

Говоря о художественных приемах Мопассана, нельзя не выделить особо его пейзажа. Отмеченная противоречивость мировоззрения М. определила и двойственность восприятия им природы. Только в природе находит он то гармоничное и совершенное, что тщетно ищет в мире человек. Отсюда глубокий лиризм, утонченность, доходящая до изощренности.

В общем же ходе исторического развития французской литературы М. является некоторым узловым пунктом, в котором сходятся различные линии литературного развития (натурализм, декадентство, символизм). Но М. синтезировал противоположные направления, являя собой некую целостность и единство, которые получают свое объяснение в характере его классового мировоззрения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.