Концепция серии «Ругон-Маккары» Золя. Схема наследственных влияний в романе «Карьера Ругонов».
1871 год. История одной семьи в эпоху «Одной империи» (Наполеон III) В 1869 году Золя составляет план – концепция серии «Ругон -Маккары». Задачи: · Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды, проследить работу, которая наделяет детей одного и того же отца различными страстями и характерами. · Изучить вторую имеперию; нарисовать социальный возраст человечества в фактах и переживаниях Поднимает вопрос о темпераментах и среде. Чувства, желания, страсти определяются наследственностью и средой. Научная задача: объяснить, как вырождение праотцов сказывается на всей семье. Натурализм, просочившийся в литературу, влияет на концепции характеров. Аделаида Фук (аутистка, слабоумная) Ругоны(крестьянин) ↙ ↘ Маккары(контрабандист) ↓ ↙↘ Пьер Урсула Антуан Улучшение породы: три «-» воплотил все + от матери и + от отца(+/+) (своевольная, неуравновешанная) пороки отца и материи Жажда выбиться в буржуа. ↙ ↓ ↘ Женится на Сильвер Франсуа Элен Фелисите Пеш (расстрелян еще в 1м романе) (ранняя смерть) ↙ ↓ ↘ Эжен(+/+) Аристид (+/-) Паскаль(+/+/+) ↙↘ Марта Сидонья Весь дух города – дух трусосливого эгоизма, который сочетают эти две семьи. Фелисите Пеш толкает Пьера наверх. Их цель – добиться места сборщика податей. Особенность Фелисите Пеш – сходство с насекомым. Выраженное зависимое тщеславие (+/+). Сыновья духовно выше родителей. Эжен – восходящая наследственность, которая приводит его на пост министра внутренних дел. Он – любитель больших интриг, предпочитает играть по-крупному. Поэтому уезжает в Париж и там, дергая за нужные ниточки, создает большие интриги. Аристид (младший сын) – проявились отцовские инстинкты. Больше всего любит деньги - стремление стать банкиром. Получил честолюбие отца и лень матери. Паскаль – не походил на Ругонов ни духовно, ни физически. Он – доктор. Не нуждется ни во власти, ни в деньгах. Ученый с мировой известностью. Дочери (Ругонов): Сидонья(-/-)- становится сводней; умирает в день своей свадьбы. Марта – ее женили на двоюродном брате Франсуа. Максим – сын Аристида. Слабоумный (в Аделаиду), постоянная кровоточивость. Созревают ветви Ругонов по линии Эжена. Последний роман «Паскаль». Именно он наблюдает за развитием рода. Сам при этом страдает от грудной болезни. Вступает в связь со своей племянницей Клотильдой. Поэтому испорченность генов сказалась и на нем. В результате этой связи у него рождается больной ребенок. К концу последнего романа еще жива Аделаида, окончательно сошедшая с ума. Ей к тому времени уже 104 года. Паскаль умирает в 60 лет. В роду нет и одного здорового человека. Социальная история Символы: Фелисите Пеш поливает «дерево свободы», посаженное рабочими, купоросом -----месть рабочему классу. «Для того, чтобы ваша власть утвердилась, ее нужно замешать на крови» → расстрел рабочих (Пьер). Кровь – это клей Второй Империи. Революция 1851 года сделана деклассированными элементами. Биологическое, социальное и символическое в романе Золя «Жерминаль». Социальное Натуралистический рецепт социализма. Скот всегда остаётся скотом. А как только его душа утончается, он превращается в буржуа. В романах Золя есть прямая наследственность, есть косвенная, а есть ещё приобретённая. У главного героя романа «Жерминаль» Этьена наследственность пьяницы. И этот пьяница становится вожаком. Условия жизни и труда в шахте стремительно ухудшаются, и рабочие объявляют забастовку. Лидером забастовщиков становится Этьен. Но и у Буржуев есть свои болезни – размягчение мозга (сифилис мозга), паралич, слабоумие, слепота. Плюшар - один из вождей рабочего движения, секретарь северной федерации только что созданного в Лондоне Интернационала. С Плюшаром переписывается Этьен. Плюшар – профессиональный политик (буржуй, который недообуржуился). Он приехал принимать шахтёров в Интернационал. «Это был невысокого роста щеголеватый человек с непомерно большой головой; одет он был в черный сюртук, как зажиточный рабочий, принарядившийся ради праздника. Он уже пять лет не брал в руки напильника и очень заботился о своей наружности, особенно старательно причесывался и весьма гордился своими успешными ораторскими выступлениями; но в нем была какая-то негибкость, которая говорила о его профессии; ногти на его больших руках были стерты железом и не росли. Деятельный и честолюбивый, он беспрестанно разъезжал по провинции, проповедуя свои идеи» (социальные жесты, социальная мимика). «Искусная речь его была похожа на проповедь; заканчивая фразу, он всякий раз понижал голос, словно в церкви, и этот монотонный полушепот действовал убеждающе». Рабочие превратились в безликую аудиторию. Появилось собирательное «все».Так 10 000 углекопов из Монсу стали членами интернационала. Интернационал имеет иерархическую структуру. община àокруг àнация àчеловечество. Плюшар – сознательный мошенник. Вожаки – на стороне буржуа. Биологическое В семье Маэ все работали в шахте. «И он и его семейство не со вчерашнего дня работают в каменноугольных копях компании Монсу, а с самого их основания; а было это давно, очень давно, - тому уже сто с лишком лет. Дед его, Гийом Маэ, тогда еще пятнадцатилетний мальчишка, открыл каменный уголь в Рекийяре, первую - заброшенную теперь - шахту Компании, что возле сахарного завода Фовелля. Все знали это; и открытая дедом шахта в честь него была названа "шахтой Гийома". Сам он деда не помнит, но ему рассказывали про него: он был большого роста, очень сильный и умер шестидесяти лет. Потом работал отец, Никола Маэ, по прозвищу Рыжий; он остался в Воре да тут и погиб, всего сорока лет от роду. В Воре в то время копали: случился обвал, земля вдруг осела; она выпила из отца всю кровь, а кости были раздроблены камнями. Затем двое его дядей и три брата тоже сложили там головы, - только это уже позднее. Сам он, Венсан Маэ, выбрался почти целехонек, - ноги не в счет; оттого-то и слывет ловкачом. Что поделаешь? Работать-то нужно. У них в семье это переходит от отца к сыну, как и всякое ремесло. Теперь внизу работает его сын, Туссен Маэ, да и его внуки, все члены семьи, которые живут в поселке напротив. Одно поколение за другим, сыновья за отцами, - так они и работают сто шесть лет на одного и того же хозяина! Каково? Не многие буржуа могли бы привести так обстоятельно свою родословную!» Грегуары, совладельцы шахт, иногда помогают бедным. Жена Маэ отправляется к ним с детьми, чтобы попросить сто су. Но хозяева усадьбы обнаруживают в Маэ и её детях все признаки вырождения и, вручив ей пару старых детских платьиц, преподают урок бережливости. «Господин Грегуар задумчиво смотрел на женщину и ее жалких детишек, на их восковые лица и белесоватые волосы Он видел в них признаки вырождения: низкий рост, малокровие, убогий облик голодающих!» Помимо семьи Маэ, прослеживается наследственное влияние и у Эньте. В состоянии аффекта от чашки выпитого он вызывает Шаваля на бой. Пьяный Хмель превращается в жажду крови. «Он боролся с этим наследственным недугом; порыв отчаянной страсти далеко завлек его, он был на шаг от того, чтобы совершить насилие. Этьен преодолел себя, отшвырнул нож и проговорил хриплым голосом: - Вставай и убирайся!» А потом уже в шахте, в конце романа он всё-таки убивает его. «Этьен, наклонившись, смотрел на него широко раскрытыми глазами.Свершилось, он убил! В памяти его смутно пронеслась прежняя борьба -бесполезная борьба против яда, дремавшего в его мышцах, против алкоголя, медленно накопленного всем его родом. Однако если он был сейчас пьян, тотолько от голода, - значит, достаточно было пьянства его предков в отдаленном прошлом. Перед лицом этого ужасного убийства волосы у Этьена встали дыбом, разум возмущался его собственным поступком; и все же сердце Этьена билось ровнее, охваченное животной , радостью, что желание наконец удовлетворено. Потом последовало чувство еще большей гордости. Перед ним встал образ солдатика с ножом в горле. Тот был убит ребенком, а теперь и он, Этьен, убил». В романе есть любовный треугольник: Катрин – Шаваль – Этьен. И конфликт был неизбежен. Убийство для Этьена стало потребностью («… и всё же сердце его билось ровно, наслаждаясь убийством») ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|