Здавалка
Главная | Обратная связь

Декадентство и эстетизм в романе Гюисманса «Наоборот».



Гюисманс Жорис Карл [1848—1907] — французский писатель, вышел из интеллигенции, у к-рой склонность к эмоциональным «духовным кризисам» личности часто сочетается с консерватизмом. Он выразил психоидеологию этой социальной группы. Долго был чиновником.Первый период: примыкал к натуралистам (1874—1884) Золя, вместе с Мопассаном. К этому периоду относятся бытовые, психологические романы — «Марта» (1876), «Сестры Ватар» (1879), «У пристани» (1886). Г. точен в трактовке психо-физиологической жизни, со склонностью к патологии. Отчасти «городской» писатель. Изображает социальные низы Парижа, дает жанровые картины из жизни мастериц, ремесленников, деклассированных, описывает как художник, тяготеющий к изображению живописных деталей болезненного и чахлого в человеке и в городе.

Г. один из первых во французской литературе дал описание железной дороги.

Во втором периоде творчества Гюисманс выступает против физиологической темы, материализма Золя. Примыкает к идеологии реакционной аристократии, отрицая буржуазную культуру, с ненавистью говорит о финансовом капитале, презрительно относится к демократии. Он увлекается церковным миром — «Собор» (1898).

Место точной науки заступают у Г. магия, алхимия, астрология. Роман Г. «Наоборот» (1884) посвящен жизни представителя вымирающей аристократической семьи, не находящего моральных и экономических устоев в окружающей буржуазной культуре, «потому что наступило царство конторы, торговли с ее узкими рыночными идеалами». Герой романа, оторванный от современной ему жизни буржуазного общества, уходит в искусство и искусственное. Он создает себе свой мир извращенных грез, в к-ром все устроено «наоборот» по отношению к действительности. Так он выражает свой протест против ненавистного им уклада жизни. Значительное место в этой полной эрудиции книге посвящено пропаганде серебряной латыни, лит-ре эпохи латинского упадка — Петронию, Апулею, Авзонию и ранним христианским писателям.

«Наоборот» – библия декадентства. Демонстрирует класс дворян, вырожденцев, слабое поколение из-за смешения крови. Неврозы, физическая слабость, психологические отклонения. Дез Эссенту противно все то, что натурально и естественно, поэтому в гостиной делает аквариум, в котором под его настроение меняется цвет воды. Он представляет, что плывет на корабле и глядит в иллюминаторы. Издевается над черепахой – пока он придумывал и воплощал идею украсить ее драгоценными камнями, она умерла. Пытается создавать естественные запахи путем смешивания других в своей лаборатории. Искусственный запах сена вместо настоящего.

Сон герцога – «апокалипсис декадентского века». В конце понимает, что мечта о путешествии намного лучше самого путешествия. Происходит десакрализация: читая Бодлера и украшая стены картинами казней, он обставляет свою комнату, как келью. Тумбочка – старая скамейка для молитв, на верхней полке молитвенник, на нижней – ночная ваза =)

Женщины: чревовещательница и циркачка, мужеподобные.

Связь «Наоборот» с «Падением дома Ашеров» Эдгара По (кто не читал, там тоже про аристократа-вырожденца, последнего своем роду)

Содержание: эпиграф Рейсбрука Удивительного, теолога 14 в.: «Хочу наслаждаться вечно… хотя б и ужаснулся мир моему наслаждению, хотя бы по грубости своей не понял меня».

Семейство дез Эссентов, замок Лурп. Прежде великая семья, теперь вырождается из-за внутренних браков. Последний отпрыск – как лишний человек, своеобразный Печорин. Он и его сверстники учат богословие, но в Бога не верят, грешат в тихушку, они пустые, не могут себя найти, скука.

Последний отпрыск – герцог Жан, хочет удалиться от мира, от Парижа. У него отличный вкус. «…воображение всегда полнее и выше любых проявлений грубой реальности».Основа жизни: «искусственность восприятия казалась дез Эссенту признаком таланта»

Сравнивает первые паровозы, диковинку, с женщинами – брюнеткой и блондинкой. Делает вывод: «человек творит в своем роде не хуже Творца».

Оранжевый цвет: «Люди болезненные и истерики – их чувственный аппетит просит острого, пряного и о ни, в своих перевозбуждении и немощи все как один любят именно этот раздражающий, бьющий по нервам и полный призрачного леска оранжевый цвет».

Сине-оранжевый кабинет с книгами периода декаданса, на латинском. Ненавидит Вергилия (зануда древности), не любит Горация, а Цезарь с о своим лаконизмом нравился ему не больше сухого Цицерона и т.д. Следственно, классика – не его литература!

Читал только «Сатирикон» Петрония: непревзойденный «Петроний самым подробным образом описывает жизнь народа, его попойки и случки», он «нарушает нормы и условности «золотого века». «Сатирикон» – реалистический роман, «кусок живого мяса». Воспринимает историю – падение Рима, гуннов, через историю латинского и литературы.

Особ.отношение к алкоголю. «Он переложил на винный язык даже знаменитые музыкальные сочинения». Напр: водка – скрипка, ром – альт. «Губной орган».

Пристрастие к живописи, но не обычной, а к сценам баталий, крови, казней. «Все горе от ума», Жан «сознание собственной греховности принесло ему чувство радости и гордости». Заказывает оранжерею цветов-уродцев, рассуждает: «цветочную лавку можно уподобить обществу».

Дез Эссент перечитывал Диккенса, «при таком сидячем образе жизни дез Эссент мечтал лишь о двух странах Англии и Голландии». Он УНИКАЛЕН и любит УНИКАЛЬНОСТЬ. Обожает книги, любимый поэт – Бодлер (упадничество и декадентство): «Бодлер достиг тех пределов души, где кроются чудовищные цветы ума». Лит-ра: «Интересовался он сочинениями нездоровыми – тронутыми упадком и болезнью». Рассуждает о том, что такое садизм, о церкви, маркизе де Саде, о «Malleus maleficarum»: «благоговейное и нечестивое состояние духа, в котором пребывал дез Эссент в результате невроза и кризиса веры». МузыкаШуберт, Шуман, Бетховен (сложная гармония, тяжелые).

«– Боже, – вздохнул дез Эссент. – А ведь это не сон! И придется мне жить в мерзкой суете века!»

Тут есть сокращенка, цитаты из разных глав: http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=138

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.