Маленькие драмы» Метерлинка. Мировоззрение. Художественная форма. Символы.
Морис Метерлинк (1862-1949), бельгийский драматург. 1889 – сб. «Теплицы», пьеса «Принцесса Мален» Говорит в своих трактатах: Настоящее – это остров между прошлым и будущим. Молчание – самое истинное высказывание. Оно проявляется в звуковых символах (треск костра, свист косы). Но человек глух и слеп – он марионетка. Театр Метерлинка – «театр смерти», театр молчания. Человек только присутствует. Атмосфера проникнута мистицизмом. Место бога занято безликим и неопределенным Неизвестным. Человек его жертва, жалкое существо. Создает эффект присутствия в своем театре, все – намек. Автор убирает лишние аксессуары – лес, дом ,комната. Это статичный театр. Пьесы небольшие. персонажи превращены в органы чувств. Люди – марионетки. Их слово-оформление внутреннего состояния человека. СименемМетерлинкасвязанорождениеновоготеатра,гдеосновноевниманиесосредоточенонасложнойискрытойдушевнойжизничеловека.Внешнеедействиезамененовнутренним.ОткрытияМетерлинкаоказалисьважнымидлядраматурговследующегопоколения. Пишет в период, когда состояние страха и растерянности у интеллигенции перед новым на рубеже веков Этапы творчества: 1)1890 – пессимистический этап 2) 1900 – оптимистический 3)1920 – реалистическая эстетика\\\1911 – нобелевская премия ему. 1)1890–пессиместический этап А) «Принцесса Мален» – символистское переживание «Макбета» (символы – черное бархатное платье на свидании-смерть; Уалеана в красном – кровь; фонтан обрызгивает мален – здесь кто-то плачет. Создание эффекта движения – шорох, шум, шепот, ожидания нагнетаются). Монологи, диалоги – вспышки чувств. Здесь вырисовывается образ Неизвестного Б) маленькие драмы для театра Марионеток («Слепые», «Непрошенные», «Там, внутри», «Смерть Тержиналя») «Слепые» – пьеса-аллегория. Символ читается в системе. (6+6 слупых мужчин и женщин приведены из приюта на прогулку на пустынный берег моря (кто-то из них виде красоту, солнце (золотой век-человечество его забыло, растеряло). Их поводырь-дряхлых священник (бледный как воск)-внезапно умирает). Слепые хотят выбраться, но не знают как, бояться – (они человечество, которое не видит смысла жизни. Это брошенное человечество ,которому негде спасаться. Священник – прежняя умирающая религия.нет место христиансткому богу и надежде – среди слепых есть зрячий младенец ,которые может их вывести, но в финале пьесы: «раздается ужасный крик ребенка» «Там, внутри» – текст в тексте. Снаружи – слова, текст (люди пытаются найти способ как безболезненно рассказать родителям о смерти дочери); внутри (в доме) только движения, пантомима – их речь озвучивают наблюдатели из вне. Трагизм в соотнесении поведения обычного человека, не знающего о гибели близкого, с тем ,что происходит за стенами дома там ,где об этом знают. Оптимистический 1908 – «Синяя птица» – аллегории катастроф, бед. Искусство связано с народным творчеством и романтической традицией. Это философская сказка для взрослых, в которой ожившие силы природы разыгрывают спектакль, чтобы объяснить смысл жизни. Автор проводит героев длинной дорогой испытаний, чтобы привести их к мысли: счастье осталось позади (дома). Отдай себя ближнему, счастье рядом. По возвращению нищая лачуга преобразилась, дети увидели, что там живут Блаженства: дышать воздухом, быть здоровым… Символика приобретает сказочные и гуманистический характер: вера в будущее, развитие науки, победу над войнами и болезнями. 3)1920 – реалистическая эстетика («Могущество мертвых», Иуда Искариот, Принцесса Изабелла, «Жанна ДАрк» – навеяна патриотическим подъемом 1945)+философские эссе. 1927 по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является "Жизнь термитов" (1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов – хорошо организованных, но тупых существ. Краткие: http://www.surbor.su/short/%CC%E5%F2%E5%F0%EB%E8%ED%EA
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|