Здавалка
Главная | Обратная связь

Неоромантизм Гамсуна. Языческий символизм в романе «Пан».



Кнут Гамсун –(наст. имя Кнуд Педерсен, 1859—1952) -норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1920 год. Жил на хуторе Гамсунд – отсюда его псевдоним, позже последняя буква потерялась. Перепробовал множество специальностей. Был самоцской, читал все, что попадалось под руку. 1877 – первая повесть, посвятил себя лит-ре. 1882 – эмигрировал в Америку. Первые лит.опыты – об Америке. В отличие от современников, начинает нападать на Ибсена, отстаивать литературную независимость.

Два осн. периода тв-ва: 90-е – неоромантик, 10-е – эпическо-реалистическая направленность.

Возвратился обратно, потом опять уехал.

1892 – «Мистерии».

1894 – «Пан», 1898 – «Виктория» – посвящены борениям человеческих чувств.

1920 – за роман «Соки земли» получил Нобелевскую премию.

Гамсун считал, что Достоевский тот, кто по-новому обрисовывает характеры – многие герои похожи: «Никто не проник так глубоко в сложную человеческую натуру, как Достоевский. Нет такой меры, которой можно было бы измерить его талант. Он обладал безупречным психологическим чутьем, был ясновидцем. Он – единственный в своем роде».

Неоромантизм –постреалистический модернизм (английская приключенческая лит-ра Дойль, Коллинз). Героика естественного зверя (Ницше). Чел.вступает в противоборство с миром. Пафос, покорение, свобода, человек не принимает авторитетов. Сильный герой, экзистенциальная война, дикие скалы, леса, море.

«Пан» – мифопоэтический, неоромантический текст. Новый герой новой драмы. Пан – бог лесов и полей в древнегреч.мифологии.

Томас Глан – главный герой, тридцатилетний лейтенант, эпический персонаж, его пса зовут Эзоп. Он природный человек, естественный, но стихийный. Он чувствует себя уютно только в природе, у него чувство природы, он – симбиоз, вне социума. Собеседник – ветер. Он действительно как языческий Пан – фигурка бога стоит у него в избушке, он получает энергию от земли, деревьев.

Вопрос веры в романе:Глан – язычник, он единственный действительно верит. Остальные, хоть и христиане, но они давно уже ни во что не верят. Мир измельчал, сверхчеловеку уже нет в нем места.

Пять первооснов.стихий: огонь (-), вода (-), земля (+), воздух (+), камень (+\-)

Огонь – сгорела избушка, прострелил ногу (тоже вспышка, огонь).

Вода – отрицательная, она разлучница (момент, когда в лодке Глан, сам не понял зачем, выкинул туфельку Эдварды, его соперники прибывают по воде), Эдварда – человек воды, впервые появляется во время дождя. Вода – скрытное, мутное, тайна.

Земля – родное, близкое. Когда он надевает сапоги, отдаляется от своей избушки, и ходит по неживому паркету, разрывается его связь с землей, он становится сам не свой.

Воздух – добрый, теплый.

Камень – он нейтрален. Одновременно и друг Глана, и тот, кто убивает Еву (ее убило камнем, когда Гланн решил устроить салют, взорвав скалу).

Противоположности: инфернальная, мятежная Эдварда(человек воды, боится взгляда Глана-зверя) и кроткая Ева (чистая, белый платок, прообраз матери. Ее муж – кузнец=железо и огонь, зло). Ева – смирение, напрасная жертва.

Гланн простреливает себе ногу, чтобы быть похожим на доктора, чтобы Эдварда вновь обратила на него внимание. Когда они расстаются, Эдварда просит себе Эзопа, Глан отсылает ей труп собаки – жертвоприношение (выстрелом=огнем). Глан не хочет, чтобы его собаку мучили также как и его.

Изначальное название романа – «Эдварда», но оно не отражало задумки Гамсуна.

Содержание: Начало романа 1857 год, рассказ истории 1855 года. Место – север Норвегии. Рассказ от первого лица, Томас Глан. Любовь – фрау Эдварда. Лес, природа, охота.

В конце – рассказ человека, который убил Глана на охоте в Индии.

У меня мало выписано, краткий хороший пересказ: http://briefly.ru/gamsun/pan/







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.