Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория «новой драмы» в предисловии к «Фрекен Жюли» Стриндберга. Натуралистическая поэтика. Символы.



Юхан Август Стриндберг – (1849—1912) шведский писатель-прозаик, драматург и живописец, основоположник современной шведской литературы и современного театра.

1888 – пьеса «Фрекен Жюли».

Фрекен Жюли – дегенеративная психика, вырожденка. Жан – лакей, но «продвинутый». Он не чувствует, что Жюли аристократка, в отличие от ее отца. Жюли пала, танцуя вместе с простым народом, выпивая. Важны запахи: Жан говорит, что в детстве, увидев Жюли, уснул под бузиной и чуть не умер, потом оказалось, что ложь. Жюли=сирень, навязчивый, чувственный аромат.

Две основы конфликта: устаревший аристократизм и неправильное воспитание. Аристократия вырождается (Жюли) и на ее место приходят сильные плебеи (Жан).

Кристина готовит какое-то пойло для собаки госпожи, которая снюхалась с дворовым барбосом и непонятно, кто умрет – собака или щенки. То же самое происходит и с Жюли, она снюхалась с лакеем, уронила достоинство, сл-но умирает. Убийство птички – жертвоприношение.

(По сути, содержание можно свести к формулировке: как лакей переспал с именитой дворянкой и рефлексия по поводу)

Время и место действия – Иванова ночь, поместье, последняя ночь из жизни Жюли. Она – дочь графа, не выдержавшая позора. Психологическая деградация, наследственное от матери. Она не готова к жизни, не умеет и не хочет жить, всем чужая.

Жюли: яркий, сильный, странный характер. понимает неотвратимость собственной гибели. Но природа героини двойственна; она живет в своем мире, но все же соприкасается с реальным миром, стабильным миром Жана и кухарки Кристины. Жюли — существо хрупкое, неустойчивое, мистически одаренное, мечущееся между тем, что есть ее сновидение, и тем, что кажется явью. Вся ее жизнь — нелепая, неопределенное происхождение по материнской линии, социальная закомплексованность, неадекватное половое воспитание, материальные осложнения в семье («жизнь в карете»), а также особая эмоциональная и физическая возбужденность. Символическое убийство чижика, сразу видно, что она умрет тоже. Жан в своей душевной организации не способен ее понять. Но ей необходимо высказаться — неважно даже перед кем, тем более что больше не с кем поговорить. Именно Жан наталкивает ее на самоубийство, так как она украла последние деньги у отца.

Героиня нового типа – полуженщина-полумужчина. Важнейший мотив судьбы героини – мотив падения, воплощенный в навязчивом сне Жюли. Происходящее с ней в пьесе – «реальное» воплощение ее сна. Сон – одна из категорий лексики Стриндберга.

(стырено): Сны героини говорят о том, что «пасть» ей, собственно, некуда – ведь влекущая ее роковая бездна гораздо глубже интрижки с лакеем. Кстати, не случайно именно графиня Ф.Ж. заводит разговор о снах. Ей снится, что ее тянет «вниз», как можно ниже, но только что-то ее не пускает. Что «надо вниз», Ф.Ж. знает естеством, вряд ли сознательно, поэтому и выбирает самоубийство, но и самоубийство как бы «во сне» – в состоянии гипноза.

В предисловии Стриндберг говорит о том, что он создал новый характер, поступки которого строго мотивированы, а плохой конец обуславливается рядом социально-психологических и генетических причин. Это натуралистическая драма, писаная с действительности. Стриндберг провозгласил абсолютную жизненность, натуральность искусства, возрождение реализма и приверженность научному подходу и естественно-научным теориям.

«Фрекен Жюли» – «натуралистическая «новая драма».Он характеризует ее, как «пьесу современного театра для современного зрителя»: «Фрекен Жюли»— это психологическая драма, поскольку в ее основе — глубокий внутренний конфликт, а не внешнее действие. Старый театр «основывается на статическом изображении характеров» и на «искусственно сконструированном диалоге». Новаторство автора в том, что он предлагает сценические характеры пропускать через призму художника-натуралиста, но понимать насколько сложна духовная организация у соврем. героя, у которого «порок может быть похож на добродетель». Персонажам следует во всем походить на живых людей, но быть ни +, ни -. Они практ. бесхарактерные, так как «живут в переходное время, охвачены сомнениями и переживаниями, духовно расщеплены». Диалоги: ни одна тема не исчерпывается до дна. Диалог в пьесе должен «блуждать», «уже в первых сценах следует наметить то, что потом получит свое развитие, повторится, прозвучит вновь, словно тема музыкальной композиции». Для усиления иллюзии жизнеподобия Стриндберг предлагает «сконцентрировать действие пьесы, устранив в ней деление на акты», сделать все для того, чтобы «возбудить фантазию зрителя и не дать ему ускользнуть от магнетического воздействия драматурга».

Симпатизирует Золя и Гонкурам, но считает, что у них нет удовлетворяющих его худож. образцов.

Хороший пересказ: http://briefly.ru/strindberg/freken_julija/

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.