Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации



Форма проведения занятия – кейс-метод.

Цель – формирование умений и навыков мыслительной деятельности студентов в контексте решаемого кейса.

Оборудование: компьютер с необходимым программным обеспечением, маркеры, бумага.

Представим поэтапную работу с кейсом на занятии.

1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов - 1. Влияние экстремальных условий деятельности на здоровье человека. 2. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления.

Кейсы раздаются каждому обучающемуся на самом занятии. На ознакомление студентам выделяется 5— 7 мин.

Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучаю­щимися содержания кейса, например, спрашива­ет: «Что является центральной проблемой данного кейса?».

Далее студенты задают преподавателю вопросы с целью уточ­нения ситуации и получения дополнительной информации, ко­торая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участни­ков много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель.

После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30 — 40 мин). Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Уча­стники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выби­рают оптимальное решение, готовятся к презентации.

Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить студентам возможность использовать любую литературу, учеб­ники, справочники.

При относительно однородном составе групп студенты выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спике­ра в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

3. Этап презентации решений по кейсам.

Презентация, или представление результатов анализа кейса иего составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-мето­да. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хо­рошо его прорекламировать, показать его достоинства и возмож­ные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интеграль­ным качеством современного специалиста.

Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера). Время — до 10—15 мин. Советы преподавателю:

- следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на преды­дущем этапе);

- необходимо побуждать членов малой группы дополнять вы­сказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следу­ет решение, противоположное выступлению спикера, то это озна­чает, что малая группа не справилась с кейсом.

Участники задают выступающему вопросы, на которые он дол­жен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Пре­подаватель лишь направляет дискуссию.

Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

4.Этап общей дискуссии.

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуацион­ных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

1. Почему ситуация выглядит как дилемма?

2. Кто принимал решения?

3. Какие варианты решения он имел?

4. Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны про­гнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.

На этом этапе важно:

- не ограничивать время;

- дать возможность выступить каждому;

- заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса;

- провести голосование «Чье решение было самым удачным?».

Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не до­пускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в об­суждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, ко­торое ведущий предпочел бы сам.

5. Этап подведения итогов, завершающего выступления препо­давателя.

Продолжительность — 10—15 мин.

Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написан­ных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались слуша­телями, в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обо­сновать версию преподавателя.

При подготовке к первому вопросу занятия - Влияние экстремальных условий деятельности на здоровье человека, студенту необходимо ознакомиться с определениями понятия «экстремальные условия», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация»; знать подходы к построению классификаций условий внешней среды и деятельности; проанализировать условия деятельности, в зависимости от выраженности угрозы для жизни человека.

Студент должен знать типы чрезвычайных ситуаций и их характеристики. Студент должен понимать, что реакция человека в экстремальной ситуации зависит от объективных и субъективных обстоятельств.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М., 2010. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М., 2009. Лисицын Ю.П. Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 2010.

2.Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления.

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо ознакомиться с определениями понятия «профессиональное выгорание», «стресс»; знать о феномене «выгорания» и его причинах; проанализировать группы переменных, оказывающих влияние на развитие синдрома «выгорания»: личностные, статусно-ролевые, корпоративные. Студент должен иметь представление о личностных и социальных ресурсах преодоления выгорания.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М., 2010. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М., 2009. Лисицын Ю.П. Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 2010.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М., 2010.

2. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М., 2009.

3. Лисицын Ю.П. Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 2010.

Дополнительная

1. Алишев Н.В., Зайцев Т.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. основные направления школьной валеологии// теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., 2009. – Т.2.

2. Капустин М.Я. Образование и здоровье. – Казань. 2008.

3. Похлебин В.П. Уроки здоровья. – М., 2009.

4. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. – Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2008.

Интернет-ресурсы

1. http://bankknig.com/audioknigi_raznoe/146853-zdorovesberegayushhie-texnologii-uchebnogo-processa.html. Здоровьесберегающие технологии учебного процесса

2. http://www.mosedu.ru/health/bank/. Электронный банк здоровьесберегающих технологий

3. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=146&showentry=970. Здоровьесберегающие технологии. Обобщение опыта

4. http://imcmordovo.tamb.ru/nacproekt/konkursi/zdorovie.htm. Комплексно-целевая программа применения здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования

5. http://www.ol-cbs.ru/resources/bibli-prod/115-2007-.html. Здоровьесберегающие технологии







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.