Методические рекомендации
Форма проведения занятия – кейс-метод. Цель – формирование умений и навыков мыслительной деятельности студентов в контексте решаемого кейса. Оборудование: компьютер с необходимым программным обеспечением, маркеры, бумага. Представим поэтапную работу с кейсом на занятии. 1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов - 1. Влияние экстремальных условий деятельности на здоровье человека. 2. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. Кейсы раздаются каждому обучающемуся на самом занятии. На ознакомление студентам выделяется 5— 7 мин. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися содержания кейса, например, спрашивает: «Что является центральной проблемой данного кейса?». Далее студенты задают преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения. 2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30 — 40 мин). Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить студентам возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. При относительно однородном составе групп студенты выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя. 3. Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса иего составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера). Время — до 10—15 мин. Советы преподавателю: - следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе); - необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов). 4.Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса: 1. Почему ситуация выглядит как дилемма? 2. Кто принимал решения? 3. Какие варианты решения он имел? 4. Что ему надо было сделать? Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. На этом этапе важно: - не ограничивать время; - дать возможность выступить каждому; - заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса; - провести голосование «Чье решение было самым удачным?». Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам. 5. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность — 10—15 мин. Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались слушателями, в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обосновать версию преподавателя. При подготовке к первому вопросу занятия - Влияние экстремальных условий деятельности на здоровье человека, студенту необходимо ознакомиться с определениями понятия «экстремальные условия», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация»; знать подходы к построению классификаций условий внешней среды и деятельности; проанализировать условия деятельности, в зависимости от выраженности угрозы для жизни человека. Студент должен знать типы чрезвычайных ситуаций и их характеристики. Студент должен понимать, что реакция человека в экстремальной ситуации зависит от объективных и субъективных обстоятельств. Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М., 2010. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М., 2009. Лисицын Ю.П. Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 2010. 2.Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. При подготовке к данному вопросу студенту необходимо ознакомиться с определениями понятия «профессиональное выгорание», «стресс»; знать о феномене «выгорания» и его причинах; проанализировать группы переменных, оказывающих влияние на развитие синдрома «выгорания»: личностные, статусно-ролевые, корпоративные. Студент должен иметь представление о личностных и социальных ресурсах преодоления выгорания. Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М., 2010. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М., 2009. Лисицын Ю.П. Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 2010. Рекомендуемая литература Основная 1. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М., 2010. 2. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М., 2009. 3. Лисицын Ю.П. Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М., 2010. Дополнительная 1. Алишев Н.В., Зайцев Т.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. основные направления школьной валеологии// теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., 2009. – Т.2. 2. Капустин М.Я. Образование и здоровье. – Казань. 2008. 3. Похлебин В.П. Уроки здоровья. – М., 2009. 4. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. – Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2008. Интернет-ресурсы 1. http://bankknig.com/audioknigi_raznoe/146853-zdorovesberegayushhie-texnologii-uchebnogo-processa.html. Здоровьесберегающие технологии учебного процесса 2. http://www.mosedu.ru/health/bank/. Электронный банк здоровьесберегающих технологий 3. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=146&showentry=970. Здоровьесберегающие технологии. Обобщение опыта 4. http://imcmordovo.tamb.ru/nacproekt/konkursi/zdorovie.htm. Комплексно-целевая программа применения здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования 5. http://www.ol-cbs.ru/resources/bibli-prod/115-2007-.html. Здоровьесберегающие технологии ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|