Докритическое восприятие информации
Основные принципы: · Простота и ясность · Корректность · Индивидуальный подход · Наглядность · Убедительность (избегать множественной аргументации) · Своевременность выводов Методы убеждающего воздействия (риторика, рациональная, но воздействует на эмоции): · Метод перелицовки: подведение собеседника к противоположным выводам, подгон аргументов собеседника под собственную концепцию, майевтика · Метод салями · Метод расчленения: аргументы партнера делятся на верные сомнительные и ошибочные · Методы положительных ответов или трех «да» · Метод классической риторики (против агрессивного партнера) · Метод замедления темпа
Принципы. 1. Эмпатическое слушание 2. Концентрировать внимание на говорящем. 3. Выслушивать, не перебивать 4. Добивайтесь того, чтобы Вас услышали Агрессия инструментальная и агрессия как самоцель. Основные модели работы с агрессией: 1) Прогнозируемые последствия – способ, который работает, когда Вас собираются обвинить. Состоит в формулировке дальнейшей ситуации развития событий. Предлагаются возможности, как бы советуясь с ним и деля ответственность. 2) «Кавычки» – говорить от третьего лица. 3) Уход в безэмоциональность – устраняете, сводите к минимуму невербальный компонент коммуникации. «А я все равно не согласен». 4) Доведение до абсурда – развитие ситуации. Излагаем человеку, что будет дальше. Что лучше: вечное блаженство или бутерброд с ветчиной. 5) Свернутый контакт, когда Вы прерываете свою возможность конфликтного взаимодействия: «сейчас я не могу ответить на этот вопрос, без комментариев» «я сейчас очень спешу» «телефон звонит» 6) Довод к городовому – отсылка к каким-то масштабным обстоятельствам - у Вас за спиной некоторый ресурс, который может проявиться в некоторый момент, отсылка к «воображаемому ресурсу» «Позвоню дяде в министерстве». 7) Парадоксальная интенция – разрушение такого хода взаимодействия, который предлагает Ваш оппонент. 8) Метод «зато». «Вам не кажется, что Вы слишком молоды?» – «Зато я перспективный и энергичный». Условие – должно быть реалистично. 9) Метод демонстративной реакции – отстранённое описывание симулируем реакцию, которую ожидает оппонент «Я так испугался». 10) Функциональная роль – ссылка на некоторую рациональную причину. Ссылка на должностные обязанности «Я как преподаватель кафедры не обязан заниматься тем-о тем-то». 11) Сиреневый туман. Так запутать человеку мозги, чтобы он забыл, о чём спрашивал. Езда по ушам грузить собеседника. Пример: книги Штомпки. 12) Эмпатическое слушание – Я-высказывание с двойным дном. Описываете свое состояние и делаете своё предложение. 13) Вам важно – перед планки на собеседника, в том смысле, что это важнее для Вас, а не для меня, прояснение позиции собеседника. Варит парадоксальной интенции: Вам важно, чтобы я ходил выбритый. 14) Радости на гадости: «Ой какой Вы… Без Вас бы никогда не додумался». Манипуляция и методы борьбы с ней. Манипуляция – воздействие на стороны человеческой натуры, когда человек начинает делать то, что ему не выгодно. Стратагемы – искусство войны – алгоритмы, которые засталвяют вашего оппонента поступать так, как выгодно Вам. Сунь Цзы. 2 группы. Психологическая (давление на эмоциональное) и информационная (манипулирование информационным потоком: прямой обман, изменённая, избыточная или недоговорённая – воздействия на то, что Вам сообщают). Приёмы манипуляции: 1) Переход на личность (как хромой может оценить творчество…). 2) Информационная атака – сиреневый туман – грузите информацией, которая не нужна. 3) Неконкретные слова - больше, чем обычный порошок (а чё за обычный?). 4) Домыслы – Вы говорите потому, что Вам тот-то настучал. 5) Да ты никогда… 6) Отбрасывание критериев – когда нет измерительной шкалы. 7) Довод к городовому – другая роль – ссылка на внешние силы и ресурсы. 8) Провокационная оценка – ерунда какая! Что за чушь! 9) Таран – должен быть разрушен – говорить одно и то же. Эффект информационного насыщения – когда долбят тем же – принимаешь во внимание. «Курить вредно….» 10) Лесть. 11) Мнимая обида – эмоциональный шантаж. 12) Двойная бухгалтерия – ему повезло, а я сам добился. 13) Двойное дно – если я Вас правильно понимаю – вот и свидетель согласен. Модифицирование информации. 14) Капкан аванса – Вы как человек умный, согласитесь. Вы меня расстраиваете. На экзамене, надеюсь, не подведёте. 15) Навязанная альтернатива – предлагаются варианты, которые невыгодны заведомо. 16) Давление на жалость. 17) Негативный образ будущего – всё же прахом пойдет. Приемы борьбы с манипуляцией: 1) Распознание манипуляции – наблюдение за собеседником. 2) Перехват – перехватывайте инициативу по манипуляции. Методы убеждающего воздействия: 1) Майоэфтика – постепенно подводим к противоположной позиции. 2) Метод салями – сначала получаете согласие собеседников в главное – потом в детали. 3) Метод расчленения – классификация доводов партнёров на наверное-сомнитеьно-ошибочно. 4) Метод положительных ответов или трёх ДА – у чела вырабатывается инерция хода. 5) Метод классической риторики – когда Вы выжидаете. 6) Метод замедление темпа – похоже на уход в безэмоиональность – умышленное медленное проговаривание слабых аргументов партнера. Метод двусторонней аргументации.
Методы: - переубеди сам себя - Салями (соглашаешься сначала с главным, потом – с деталями) - Расчленения (классификация доводов партнера: верная, сомнительная, ошибочная) - 3 «да» (после чего вырабатывается инерция хода) - Метод классической риторики (против агрессивного партнера: соглашаемся сначала, затем ищем нужный ответ-аргумент, который сводит позицию оппонента на нет) - Замедление темпа (более медленное произношение фразы, более осмысленное проговаривание ) - метод двусторонней аргументации 7) Социальные конфликты. Фактически все конфликты являются социальными. Конфликтантов можно разделить на несколько порядков – · нулевого порядка - сам с собой · второго порядка – агенты конфликт малых группы социальных · третьего порядка – выражают институты – больших социальных групп по значимым для них интересам. Мы состоим в больших общностях. Наши действия образует явление следующего уровня.
Рациональное общение – согласовывать не позиции, а интересы. Могу быть не согласен, но могу договориться. Агрессия и манипуляция всегда влияют на рациональное общение.
Разница полемикой и дебатов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|