Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и виды судебных расходов



Понятие судебных расходов

Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в арбитражном процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает из принципа процессуального равноправия сторон и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.

Различают следующие цели взыскания судебных расходов:

компенсационная — обеспечивает возмещение части бюджетных средств, выделяемых на содержание судов;

превентивная — заключается в предупреждении неосновательных об­ращений в суд, в побуждении должников или иных обязанных лиц к добровольному исполнению обязанностей перед управомоченными субъектами.

Судебные расходы это денежные суммы, уплачиваемые участниками процесса в ходе рассмотрения дела арбитражным судом и имеющие целью полное или частичное покрытие средств, которые необходимы для осуществления правосудия.

В соответствии со ст. 101 АПК судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, которые распределяются между лицами, участвующими в деле, в зависимости от результатов рассмотрения дела.

Различие между государственной пошлиной и издержками заключается в следующем:

Во-первых, государственная пошлина представляет собой обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом, а издержки носят больше компенсационный характер и при­званы покрыть затраты, связанные с проведением экспертизы, вызовом свидетелей и пр.

Во-вторых, фиксированный размер государственной пошлины установлен законом, за­висит от цены иска уплачивается в доход государства (федеральный бюджет), а судебные издержки определяются фактически произ­веденными затратами в ходе ведения дела.

Правовое регулирование судебных расходов

Судебные расходы регламентируются целым рядом источников.

Правовое регулирование судебных расходов в арбитражном (как и гражданском) процессе преследует несколько целей.

Во-первых, судебная система и в целом юридическая инфраструктура современного общества достаточно затратны, в связи с чем возникает необходимость компенсации расходов на ее содержание. В эти расходы помимо заработной платы и материально-технического обеспечения судебной деятельности входят расходы на оплату услуг представителей, на возмещение затрат, связанных с экспертизами, вызовом в суд свидетелей, переводчиков, и т. д.

Во-вторых, правовое регулирование института судебных расходов позволяет в определенной степени снизить обращение в суды с явно не­обоснованными требованиями, а также может стимулировать должников в гражданском обороте на исполнение своих обязательств под угрозой возмещения всех судебных расходов при удовлетворении иска.

В-третьих, следует иметь в виду социальные функции правосудия, накладывающие отпечаток на регулирование судебных расходов, особенно ставок государственной пошлины и порядка ее уплаты. С одной стороны, государственная пошлина является разновидностью федеральных налогов и всегда существует соблазн для повышения доходов федерального бюджета увеличить ее размер. Однако, с другой стороны, на установление размеров государственной пошлины оказывают влияние социальные функции правосудия, необходимость обеспечить равный доступ всем к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Именно необходимостью обеспечить социальные функции и равный доступ всем к правосудию объясняется наличие правила, согласно которому суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Поэтому в определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 70-О "По жалобе гражданки Крутиковой Ольги Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частью второй пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”" справедливо отмечено, что отсутствие у заинтересованного лица в силу его имущественного положения возможности исполнить обязанность по уплате государственной пошлины как федерального сбора не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями ст. 45 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции РФ.

2. Государственная пошлина в арбитражном процессе

Понятие, виды и размеры государственной пошлины

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной пошлине" государственная пошлина - обязательный и действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

В арбитражном процессе государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом "О государственной пошлине".

Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина подразделяется на три вида:

Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска.

Простаяпошлинаразмер имеет фиксированный в законе размер.

Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и в соответствии с ценой иска.

Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.

Цена иска это стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение, указанная заявителем в самом иске. Если заявителем цена иска указана неправильно, она определяется арбитражным судом.

Цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;

2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;

3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

5) по искам о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

Порядок уплаты государственной пошлины

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы в рублях в банки (их филиалы).

Ино­странные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

Допускается уплата государственной пошлины за истца (заявителя) другим лицом.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением и квитанцией только с подлинной отметкой банка, которые приобщаются к материалам дела.

Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения.

Возврат государственной пошлины

При наличии оснований государственная пошлина частично или полностью подлежит возврату в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону.

2) возвращения заявления, жалобы и иного обращения судом;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Непосредственно в АПК предусмотрены два основания для возврата пошлины:

Во-первых, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.

Во-вторых, при утверждении арбитражным судом мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Согласно НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует иметь в виду правила НК, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику. Поэтому при наличии, например, какой-либо недоимки сумма излишне уплаченной пошлины может быть направлена на погашение недоимки.

Льготы по уплате государственной пошлины

Действующим законодательством предусмотрены случаи предоставления льгот по уплате государственной пошлины. Необходимо различать льготы, которые предоставляются в силу федерального закона и по усмотрению арбитражного суда.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

  • органы и должностные лица государственной власти, органы местного само­управления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;
  • физические лица – в установленном законом случаях при предоставлении копии соответст­вующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, до­кумента, выданного образовательным учреждением.
  • истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка и др.;
  • заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и др.

Отсрочка и рассрочка государственной пошлины, уменьшение ее размера

Арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. В этом праве арбитражного суда проявляется необходимость обеспечить доступ к правосудию для лиц, которые в силу самых разных причин не в состоянии уплатить государственную пошлину в полном размере в момент возникновения необходимости реализации своего права на судебную защиту.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по отдельному письменному ходатайству заинтересованной стороны или может быть изложено в иске.

В ходатайстве должны быть приведены обоснования, свидетельствующие, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере с приложением документов подтверждающих это состояние.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);

подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), жалоба оплачиваются в остальной части.

Рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится судьей единолично, о чем указывается в определении суда.

Арбитражный суд не вправе полностью освободить от уплаты государственной пошлины заявителя, в отличие от суда общей юрисдикции.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

 

3. Судебные издержки

К судебным издержкам относятся:

= денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, пере­водчикам;

= расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;

= расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юриди­ческую помощь (представителей);

= другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (расходы лиц, участвующих в деле, на проезд к месту судебного заседания и компенсацию расходов на проживание).

Эти выплаты производятся:

» с депозитного счета арбитражного суда,куда заинтересованные стороны заранее вносят необходимые средства;

» за счет средств федерального бюджета– в случае привлечения лиц к участию в процессе по инициативе арбитражного суда.

Размер вознаграждения указанным лицам определяется арбитражным судом по согласованию с лицами, участвующими в деле.

В соответствии с АПК возмещаются расходы:

1. Экспертам, свидетелям и переводчикам - на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.
2. Экспертам - за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений.
3. Переводчик - за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда.
4. Свидетели: - за работающими гражданами, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд;

5. не работающим гражданам - за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Правило об оплате услуг переводчика за счет средств федерального бюджета не распространяется на возмещение расходов на оплату услуг переводчика, понесенных иностранными лицами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле

Общие правила распределения судебных расходов

По общему правилу судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны. Если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Размер вознаграждения за оказываемую юридическую помощь фиксируется в соглашении между адвокатом и доверителем. Окончательный размер средств на оплату представителя, взысканных арбитражным судом, может быть и менее той суммы, которая была указана в соглашении в зависимости от понимания арбитражным судом ее разумности. Во внимание, очевидно, будут приниматься средние размеры оплаты, адекватность и соразмерность защищаемого права и суммы вознаграждения, иные факторы. Другая сторона не лишена права представления доказательств чрезмерности оплаты услуг представителя.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.

Распределение судебных расходов при злоупотреблении процессуальными правами

Важным в АПК является установление санкций за злоупотребление процессуальными правами. В решении данного вопроса важное значение имеет:

♦ понятие злоупотребления правом,

♦ порядок доказывания фактов злоупотребления правом и,

♦ санкции за злоупотребление правом.

Общей правовой посылкой этого положения можно назвать ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом (гражданским) в иных формах.

Закрепленное в АПК положение о том, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, также является общей процессуальной обязанностью.

При характеристике и доказывании злоупотребления процессуальным правом важен субъективный момент — стремление использовать их не в соответствии с назначением, которое можно определить исходя из задач судопроизводства.

Санкции установлены не только за злоупотребление процессуальными правами, но и за невыполнение процессуальных обязанностей, например за неявку в судебное заседание, когда она признана арбитражным судом обязательной.

В ряде случаев санкции за злоупотребление процессуальными правами наступают независимо от субъективной стороны.

Обязанность доказывания злоупотребления процессуальными правами или неисполнения процессуальных обязанностей лежит на противоположной стороне, а в некоторых случаях суд сам устанавливает факт злоупотребления.

Санкцией за злоупотребление процессуальными правами или неисполнение процессуальных обязанностей является возложение всех судебных расходов по делу на виновное лицо в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

5. Судебные штрафы

Понятие судебного штрафа

Судебный штраф представляет собой меру имущественного воздействия (санкцию), применяемую арбитражным судом за процессуальные правонарушения, допускаемые в связи с неисполнением обязанностей, установленных АПК.

Такого рода санкции направлены на достижение сразу нескольких целей:

= обеспечение авторитета судебной власти;

= наказание за противодействие установленному законом порядку рас­смотрения судом арбитражных дел;

= предупреждение возможных нарушений арбитражно-процессуальных обязанностей;

= содействие выполнению задач арбитражного судопроизводства.

Судебным штрафам присущи следующие признаки:

1) представляет собой разновидность мер государственного принуждения как способа реализации юридических обязанностей, но применяемых в рамках арбитражного процесса. В этом проявляется отличие судебного штрафа от штрафа в гражданском, уголовном, административном праве, где они применяются за соответствующие гражданские, уголовные и административные правонарушения;

2) налагаются арбитражным судом;

3) применяются в отношении лиц, участвующих в деле, и иных лиц, которые имеют в отношении суда определенные обязанности;

4) основания наложения и размер штрафов указаны в АПК;

5) штрафы взыскиваются из личных средств оштрафованных граждан, в том числе и в тех случаях, когда они налагаются на должностных лиц;

6) взыскиваются в доход федерального бюджета;

7) уплата штрафа не освобождает от исполнения соответствующей процессуальной обязанности, в связи с чем при повторном нарушении штраф может быть наложен вновь.

Штрафы налагаются в следующих случаях, прямо предусмотренных АПК, например:

- за неисполнение обязанностей в сфере доказывания;

- за нарушение порядка в судебном заседании, за неуважение к суду – в отношении лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания;

- в случае неподчинения законным распоряжениям председательствующего.

Порядок рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа

Вопрос о наложении штрафа разрешается в заседании арбит­ражного суда единолично или коллегиально, о времени и месте которого извещаются виновные лица. Однако неявка в суд надлежащим образом извещенного лица является пре­пятствием к рассмотрению вопроса о наложении штрафа.

Определение о наложении судебного штрафа приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решения арбитражного суда.

Помимо судебного штрафа как основного вида процессуальных санк­ций, АПК предусматривает возможность применения и таких санкций, как:

= предупреждение;

= удаление из зала судебного заседания;

= отнесение судебных расходов на лицо, вследствие нарушения которым досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора возник­ло дело.

Дополнительно можно отметить, что в административном законодательстве также имеются штрафы, связанные с нарушением процессуальных норм.

 

Лекция № 9 "Иск и возбуждение дела в арбитражном суде"

«Иск и возбуждение дела в арбитражном суде»

1. Право на судебную защиту и право на иск в арбитражном процессе

Понятие права на предъявление иска

Право на обращение в арбитражный суд вытекает из общего конституционного права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ), предоставленного каждому лицу (как физическому, так и юридическому). Кроме этого, право на справедливое судебное разбирательство, установленное в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в качестве одного из элементов включает право участника спора на эффективный доступ к суду, правомочному разрешить его дело.

По своему характеру это право является абсолютным - оно не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах.

В арбитражном процессе право на судебную защиту в суде первой инстанции реализуется в форме подачи иска либо заявления. Основным способом возбуждения дела является подача иска, поскольку заявлением возбуждаются только дела из публичных правоотношений, особого производства и о несостоятельности (банкротстве). Этим и определяется значение изучения права на предъявление иска в арбитражном процессе.

Основания возникновения права на предъявление иска

Право на предъявление иска зависит от ряда фактических обстоятельств - предпосылок.

Некоторые авторы, говоря о системе предпосылок, делят их на общие и специальные в зависимости от характера их действия, а также по иным критериям. При этом право на предъявление иска представляет собой общее дозволение, которое может быть реализовано любым заинтересованным лицом.

Чаще всего реализацию права на предъявление иска в арбитражном процессе связывают с двумя юридическими обстоятельствами:

= арбитражной процессуальной правосубъектностью - определяет субъекта права на предъявление иска

= подведомственностью - определяет границы реализации данного права в соотношении с иными формами судебной защиты (между различными органами судебной власти).

Все иные предпосылки, фактические условия, относимые к числу правообразующих при обращении в арбитражный суд, таких функций не выполняют. Они либо носят специальный характер, либо играют роль правопрекращающих юридических фактов.

В зависимости от характера юридического факта, времени его установления возможны различные последствия:

a)оставление заявления без движения,

b)возвращение искового заявления,

c)прекращение производства по делу,

d)оставление заявления без рассмотрения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.