Вокзалы. Назначение. Размещение. Классификация. Особенности проектирования.
Вокзалы классифицируются по ряду общих для них признаков - по видам используемого транспорта и назначению, положению на магистрали, пропускной способности и соответствующей ей вместимости, категориям пассажиров. По видам используемого транспорта и назначению могут быть выделены в отдельные группы железнодорожные вокзалы и павильоны; речные и морские вокзалы и павильоны; автобусные вокзалы и павильоны; аэровокзалы в аэропортах, городские агентства и аэровокзалы. По положению на магистрали различают вокзалы конечные (тупиковые), в которых происходит формирование поездов (подготовка судов, автобусов, самолетов), узловые, как правило, со значительными потоками пересаживающихся пассажиров, и промежуточные, расположенные между крупными станциями или портами. Пропускная способность, определяемая количеством пассажиров, прошедших за единицу времени (час, сутки, год) через здание, наиболее полно характеризует объем работы вокзала. В соответствии с пропускной способностью и соразмерной ей единовременной вместимостью, вокзалы подразделяются на малые, средние, большие и крупные. Существенно влияет на состав помещений и композицию вокзала не только количественная, но и качественная характеристика преобладающих потоков пассажиров. Существует несколько основных категорий пассажиров – дальние, местные, транзитные, пригородные, международные,- различающихся по принципам организации их обслуживания. На железнодорожном транспорте дальними считаются пассажиры, следующие за пределы данной дороги, местными-пассажиры, следующие в пределах данной дороги на расстояние до 300-500 км. Наибольшего внимания требует организация обслуживания транзитных пассажиров, которые совершают в данном узле пересадку, задерживаются в вокзале на относительно длительный срок и нуждаются в целом ряде помещений – в том числе в операционных залах и залах ожидания, предприятиях питания, торговли и др. В планировочной структуре вокзала должны быть также учтены интересы пассажиров проходящих поездов (судов, автобусов, а в отдельных случаях и самолетов), пользующихся помещениями вокзала только во время стоянки. Потоки пригородных пассажиров, в первую очередь так называемые «трудовые», отличаются высокой интенсивностью и большой неравномерностью по времени суток и года. Их целесообразно отделять от пассажиров дальнего следования, а остановки пригородных поездов (судов, автобусов) – предельно приближать к остановкам городского транспорта. Обслуживание международных пассажиров предусматривается только на пограничных станциях и тех морских портах и аэропортах, из которых поезда, суда или самолеты отправляются непосредственно за рубеж. Особенностью таких вокзалов является полное отделение пассажиров внутренних линий от пассажиров международных линий, связанное с проведением пограничных и таможенных формальностей. Во всех вокзалах должны быть учтены интересы посетителей (встречающих и провожающих, людей, посетивших вокзал для наведения справок), которые должны иметь возможность пользоваться теми же удобствами, что и пассажиры. Размещение вокзалов. Привокзальные площади. Выбор места размещения вокзала и его принципиальная архитектурно-пространственная схема определяются в соответствии с общим решением транспортного узла города, на основе его генерального плана развития, с учетом существующей или проектируемой транспортной ситуации (путевое развитие, акватория и фронт причальных устройств, возможности трассирования воздушных подходов и пр.), а также совокупности конкретных градостроительных и природных условий. При этом речные, морские и автобусные вокзалы и центральные городские транспортные агентства (а иногда и железнодорожные вокзалы – в тех случаях, когда это возможно) целесообразно размещать преимущественно в центральной части города или приближенно к ней, в зоне массового пешеходного движения. Вокзалы связываются с центром города, как правило, магистральными улицами общегородского значения. Движение на таких магистралях должно быть по возможности безостановочным. Размеры привокзальных площадей принимают от 0,25 га в поселках до 2,5-5 и более га в городах. При этом подъезды к крупным железнодорожным, морским и авиационным вокзалам со стороны привокзальной площади при большом объеме движения нередко устраиваются в двух уровнях. Этим достигается полное разделение потоков прибытия и отправления (или пассажиров и багажа) по вертикали и может быть обеспечена минимальная длина пешеходного пути. Перроны различного назначения Вокзалы различных видов транспорта отличаются главным образом решениями перронов, в которых в наибольшей мере проявляются различия в эксплуатации (маневрах, габаритах, техническом обслуживании) различных транспортных средств. Железнодорожные вокзалы в зависимости от решения перрона подразделяются на тупиковые, островные и береговые. Тупиковые вокзалы, располагаемые в торцах (тупиках) станционных путей, сохранились в виде исключения в отдельных городах; немногочисленны и вокзалы островного типа, расположенные между железнодорожными путями. Наиболее широко распространены вокзалы берегового типа, располагаемые параллельно станционным путям (сбоку от них). Учитывая рост интенсивности движения и скорости поездов и увеличение длины составов до 400-500 м, вокзалы берегового типа соединяются с перронами либо тоннелями-нередко с устройством в этом случае больших подземных залов, либо переходными мостиками. В речных вокзалах для посадки и высадки пассажиров при сезонно изменяющихся горизонтах воды используют вертикальные причальные стенки, откосные набережные с посадочными площадками, расположенными на разных отметках, плавучие причалы-дебаркадеры. Междугородные и пригородные автобусы – наиболее универсальное и мобильное средство сообщения – не требуют специальных путей движения и являются основным средством перевозки пассажиров на ближние и средние расстояния. Однако и в автобусных вокзалах для четкой организации потоков пешеходов и транспорта требуется устройство специальных перронов, изолированных от общегородских проездов. На этих перронах число постов отправления следует принимать в 2-3 раза больше числа постов прибытия. Для сокращения длины платформ отправления используют пилообразные, зубчатые и гребенчатые кромки (с расстановкой автобусов под углом 30, 45, 60 и 90°). Для малых и средних автовокзалов необходим участок от 1,5 до 2,5-3,5 га. В больших и крупных автовокзалах требуется устройство протяженных посадочных платформ с навесами. В аэровокзалах средней и большой пропускной способности для безопасного выхода пассажиров на посадку нередко используются тоннели либо переходные галереи и мостики. Перрон обычно занимает большую площадь, чем само здание вокзала. Это определяется габаритами подвижного состава (например, длиной поездов и числом приемно-отправочных путей, габаритами судов, имеющих длину 150-200 и более м, или радиусами разворота многоместных самолетов, составляющими 70-100 м, и их числом и т.д.). Решения перронов во многом определяют пропускную способность всего вокзального комплекса и его планировочную схему, включая конфигурацию, тип и размеры здания вокзала.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|