Гостиницы. Назначение. размещение. Классификация. Композиционные решения.
Упоминания о первых предприятиях индустрии гостеприимства, в которых предоставлялись услуги как размещения, так и питания, тавернах, можно найти в манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Среди таких документов - кодекс вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминаниям известно, что таверны пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов терпимости. В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий - постоялых дворов. Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства. В период раннего средневековья предоставлением услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали заниматься религиозные заведения. Большинство путешественников были миссионерами, священниками и пилигримами, путешествующими к святым местам. В связи с этим постоялые дворы, в которых люди останавливались на ночлег, стали строиться поближе к храмам и монастырям. В XII-XIII веках постоялые дворы - предшественники первых гостиниц - появились на Руси. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь также можно было разместить лошадей и транспортные средства путешествующих, предлагались услуги "постоя". В XV веке постоялые дворы создавались при "ямах" - почтовых станциях, расположенных один от другого на расстоянии конного перехода. В это время на Руси была учреждена "ямская служба", находившаяся в ведении Ямского приказа. Услуги размещения и питания, предоставляемые на постоялых дворах в ямских поселках выполнялись ямщиками. Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали вплоть до середины XIX века. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог. И только спустя определенное время развитие автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат к традиционным гостиницам "вдоль дорог", представив их в новом облике - мотелей. Особая роль в развитии предприятий гостеприимства принадлежит США. Первый постоялый двор здесь в 1607 году. Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642 году в Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) голландской компанией Dutch East India была открыта таверна Stadt Huys. С этого времени таверны стали центрами общественной жизни, местом встреч для солдат и бизнесменов. Они процветали не только в городах, но и вдоль больших дорог, и особенно на перекрестках. К 1852 г каждый первоклассный отель в Америке имел своего французского шеф-повара. В двадцатом веке индустрия гостеприимства достигает расцвета. Лидерами в этой области остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного хозяйства, в виде объединение в гостиничные цепи. Современные гостиницы служат для временного проживания людей в городах, поселках и рекреационных зонах. Гостиницы чрезвычайно разнообразны по своему назначению, численности проживающих и комфортабельности. В зависимости от степени технической оснащенности, комфортабельности и объема предоставляемых услуг гостиницы у нас в стране и за рубежом делят на пять разрядов: высший I, II, III, IV. Разрядность определяется заданием на проектирование и зависит в основном от назначения здания: гостиницы общего типа и туристские могут быть любого разряда, курортные гостиницы—высшего, I, II, III, мотели—I, II, III, кемпинги— IV разряда. Системы классификаций гостиниц в разных странах отличаются друг от друга и в настоящее время их существует более тридцати. Введению в мире единой классификации препятствует ряд факторов, связанных с культурно-историческим развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, различиями в критериях оценки качества обслуживания. Самыми распространенными классификациями являются: система красных звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, России и ряде других стран, участвующих в международном туристском обмене; система букв, используемая в Греции А, В, С, D; система “корон” или “ключей”, характерная для Великобритании; По обслуживанию целевых рынков гостиницы разделяются. 1. Гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т. п.). К категории гостиниц делового назначения относятся бизнес-отели (коммерческие отели), конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели. 2. Гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых (пассивный, активный, комбинированный) и лечение (профилактическое, восстановительное): • курортные гостиницы; • пансионаты и дома отдыха (для стационарного пассивного отдыха); • туристско-экскурсионные гостиницы (туркомплексы); • туристско-спортивные гостиницы (туркомплексы); • казино-отели (гостиницы для любителей азартных игр); • специализированные (с системой технического обслуживания личных транспортных средств туристов, мобильные, самообслуживания). 3. Транзитные гостиницы (туркомплексы): • на авиатрассах (гостиницы при аэропортах); • на автотрассах (мотели); • на железнодорожных трассах (привокзальные); • на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов). 4. Гостиницы для постоянного проживания. Курортные и туристские гостиницы (пансионаты, туристические базы) предназначаются для отдыхающих, которым предоставляется место в номере, питание, спортивный инвентарь на любой срок от одного-двух дней до нескольких недель. Эти гостиницы рассчитаны на разный контингент отдыхающих — одиночек, семейные пары, семьи с детьми. Гостиницы-пансионаты получили широкое развитие в СССР. Это пансионаты в пригородах крупных городов, на побережьях Черного .и Каспийского морей, а также во многих курортных городах. Так как гостиницы-пансионаты в большинстве случаев являются частью курортного комплекса, помещения для питания и культурно-массового обслуживания располагают в основном в отдельно стоящем здании. Они могут также находиться в первом этаже главного корпуса или в пристройке, соединенной с этим корпусом переходом. Таким образом, в отличие от гостиницы общего типа в гостинице-пансионате спальные помещения могут быть отделены от помещений общего пользования, составляя спальные корпуса. Гостиницы для туристов — туристские базы предназначают для обслуживания туристов, путешествующих по маршрутам и останавливающихся на базе обычно от одного до пяти дней, и туристов, проживающих на базе 18...24 дня и совершающих радиальные экскурсии. Контингент проживающих в таких гостиницах различен. Это одиночки, семейные с детьми и без детей, молодежные и немолодежные группы, что обусловило разнообразие типов туристских гостиниц, колебание вместимости от 25 до 600 мест. В состав турбазы входят спальные помещения, столовая, работающая на самообслуживании, приемно-админи-стративные, подсобные и технические помещения, помещения для культурно-массовой и спортивной работы. Все эти помещения можно располагать в одном здании или отдельных павильонах. Второй прием менее экономичен и неудобен в эксплуатации, поэтому им пользуются в сильно пересеченной местности или с целью создания условий для отдыха изолированных друг от друга коллективов. Спальные комнаты в туристских гостиницах проектируют на два, три и четыре человека по норме площади, аналогичной гостиницам-пансионатам. В четырехместных комнатах кровати могут быть расположены в двух уровнях, поэтому все номера на три и четыре человека могут иметь одинаковую площадь—15 м2. Все комнаты оборудуют умывальниками и встроенными шкафами. Общие санитарные узлы располагают на этажах. Количество приборов в них рассчитывают по той же норме, что и для гостиниц-пансионатов. Туристские гостиницы обычно располагают в живописной местности часто в горах или у водоемов, в большинстве случаев вдалеке от крупных городов и промышленных центров. Непосредственная связь с природой и применение в строительстве местных материалов—дерева и камня способствуют разнообразию и живописности архитектурных решений этих зданий. Гостиницы для автотуристов — мотели по функциональному назначению делят на два вида: гостиницы, расположенные на крупных автомагистралях и служащие для кратковременного отдыха, питания и ночлега проезжающих мимо; гостиницы, расположенные в живописной местности, в курортных районах, служащие для продолжительного отдыха (от нескольких дней до нескольких недель) приезжающих на своих машинах. Принципиальное отличие мотелей от других видов гостиниц — это включение в их состав стоянки для автомобилей и станции технического обслуживания, обеспечивающей заправку, профилактический осмотр и текущий ремонт автомобилей. Объемно-планировочная композиция таких зданий зависит от места строительства и типа мотеля. В нашей стране, где этот тип здания начинает получать все большее распространение, мотели строят в виде единого объема с вынесением сооружений по обслуживанию автомашин, а также применяют другие планировочные приемы, в том числе и павильонный. Здесь помещения обслуживания (контора, ресторан и т. д.) образуют общественный центр, вокруг которого размещают отдельные жилые домики.
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ Помещения гостиниц по своему назначению делят на две основные группы: жилую и общественную. Общественная в свою очередь состоит из следующих групп помещений: приема и обслуживания (вестибюльная группа), общественного питания, администрации, подсобных и технических помещений (инженерного оборудования). В зависимости от типа гостиницы эти группы получают различное развитие. Схемы построения жилой группы гостиниц, как правило, имеют коридорную, галерейную или односекционную структуру (башенного типа), обеспечивающие удобную связь номеров с помещениями обслуживания и общественного пользования. Номера являются основным помещением гостиницы. Номенклатура номеров, их планировочное решение и оборудование зависят от назначения и разряда гостиницы. Подавляющее большинство номеров в гостиницах— однокомнатные. Однокомнатные номера бывают одно- и двухместные и комбинированные (одно-двухместные), в которых обычно ставят кровать и диван-кровать. Санитарно-техническое оборудование номеров определяется разрядом гостиницы и номера. Номер может быть оборудован полным санитарным узлом (ванна или душ, умывальник, унитаз), умывальником и унитазом или только умывальником. В зависимости от типа гостиницы в номере размещают рабочий стол или обычный небольшой столик, два-три стула или кресла. Для номеров всех типов предусматривают встроенные шкафы. Существенное значение имеет целостность интерьера номера, подбор соответствующей мебели, декоративных тканей и осветительных приборов, общее цветовое решение. Помещения общественного назначения делят на следующие функциональные группы. Группа помещений приема и обслуживания предназначена для приема, оформления и размещения проживающих. В эту группу помимо вестибюля с гардеробом входят помещение администратора, бюро регистрации и в зависимости от разряда гостиницы камера хранения, места для установки киосков, отделение связи, транспортное агентство, помещение для разгрузки и сортировки багажа, бюро обслуживания, парикмахерская и т. д. Группа помещений общественного питания представляет собой наиболее самостоятельный комплекс, состоящий по своей планировочной структуре из двух частей. Одна из них включает торговые залы ресторана, столовой, кафе или бара с примыкающими к ним гардеробом и туалетами. К другой части относятся помещения для приготовления пищи, приема и хранения продуктов. Эта часть должна быть полностью изолирована от проживающих в гостинице. Ресторан может располагаться как в здании гостиницы, так и в отдельно стоящем или пристроенном здании, в зависимости от назначения гостиницы и градостроительной ситуации. Административные помещения включают помещения дирекции, главного инженера, управляющего делами, отдела кадров, планового отдела, бухгалтерии и т. д. Их, как правило, располагают в нижних этажах гостиницы. Они должны быть удобно связаны с помещениями вестибюльной и жилой группы, а также группы общественного питания. Подсобные помещения частично располагают на этажах жилой группы, частично изолированно, но с удобной связью с помещениями жилой группы. В их число входят, в зависимости от разряда гостиницы, бытовые помещения дежурного персонала, бельевые грязного и чистого белья, ремонтные мастерские — столярная, слесарная, обивочная и т. д., склады мебели и инвентаря. Технические помещения включают венткамеры и камеры кондиционирования, насосные пожарного и хозяйственного водоснабжения, помещения электрооборудования, отопления и горячего водоснабжения. Размещают их в цокольных и подвальных этажах. Состав и площади обслуживающих помещений определяются нормами проектирования в зависимости от типа, разряда и вместимости гостиницы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|