Здавалка
Главная | Обратная связь

Гостиницы. Назначение. размещение. Классификация. Композиционные решения.



Упоминания о первых предприятиях индустрии гостеприимства, в которых предоставлялись услуги как размещения, так и питания, тавернах, можно найти в манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Среди таких документов - кодекс вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминаниям известно, что таверны пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов терпимости.

В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий - постоялых дворов.

Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства.

В период раннего средневековья предоставлением услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали заниматься религиозные заведения. Большинство путешественников были миссионерами, священниками и пилигримами, путешествующими к святым местам. В связи с этим постоялые дворы, в которых люди останавливались на ночлег, стали строиться поближе к храмам и монастырям.

В XII-XIII веках постоялые дворы - предшественники первых гостиниц - появились на Руси. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь также можно было разместить лошадей и транспортные средства путешествующих, предлагались услуги "постоя".

В XV веке постоялые дворы создавались при "ямах" - почтовых станциях, расположенных один от другого на расстоянии конного перехода. В это время на Руси была учреждена "ямская служба", находившаяся в ведении Ямского приказа. Услуги размещения и питания, предоставляемые на постоялых дворах в ямских поселках выполнялись ямщиками.

Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали вплоть до середины XIX века. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог. И только спустя определенное время развитие автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат к традиционным гостиницам "вдоль дорог", представив их в новом облике - мотелей.

Особая роль в развитии предприятий гостеприимства принадлежит США. Первый постоялый двор здесь в 1607 году. Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642 году в Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) голландской компанией Dutch East India была открыта таверна Stadt Huys. С этого времени таверны стали центрами общественной жизни, местом встреч для солдат и бизнесменов. Они процветали не только в городах, но и вдоль больших дорог, и особенно на перекрестках.

К 1852 г каждый первоклассный отель в Америке имел своего французского шеф-повара.

В двадцатом веке индустрия гостеприимства достигает расцвета. Лидерами в этой области остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного хозяйства, в виде объединение в гостиничные цепи.

Современные гостиницы служат для временного проживания людей в городах, посел­ках и рекреационных зонах. Гостини­цы чрезвычайно разнообразны по своему назначению, численности проживающих и комфортабельности.

В зависимости от степени техничес­кой оснащенности, комфортабельнос­ти и объема предоставляемых услуг гостиницы у нас в стране и за рубе­жом делят на пять разрядов: высший I, II, III, IV. Разрядность определя­ется заданием на проектирование и зависит в основном от назначения здания: гостиницы общего типа и туристские могут быть любого разря­да, курортные гостиницы—высшего, I, II, III, мотели—I, II, III, кемпинги— IV разряда.

Системы классификаций гостиниц в разных странах отличаются друг от друга и в настоящее время их существует более тридцати.

Введению в мире единой классификации препятствует ряд факторов, связанных с культурно-историческим развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, различиями в критериях оценки качества обслуживания.

Самыми распространенными классификациями являются:

система красных звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, России и ряде других стран, участвующих в международном туристском обмене;

система букв, используемая в Греции А, В, С, D;

система “корон” или “ключей”, характерная для Великобритании;

По обслуживанию целевых рынков гостиницы разделяются.

1. Гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т. п.). К категории гостиниц делового назначения относятся бизнес-отели (коммерческие отели), конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели.

2. Гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых (пассивный, активный, комбинированный) и лечение (профилактическое, восстановительное):

• курортные гостиницы;

• пансионаты и дома отдыха (для стационарного пассивного отдыха);

• туристско-экскурсионные гостиницы (туркомплексы);

• туристско-спортивные гостиницы (туркомплексы);

• казино-отели (гостиницы для любителей азартных игр);

• специализированные (с системой технического обслуживания личных транспортных средств туристов, мобильные, самообслуживания).

3. Транзитные гостиницы (туркомплексы):

• на авиатрассах (гостиницы при аэропортах);

• на автотрассах (мотели);

• на железнодорожных трассах (привокзальные);

• на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов).

4. Гостиницы для постоянного проживания.

Курортные и туристские гостиницы (пансионаты, туристические базы) предназначаются для отдыхающих, которым предоставляется место в номере, питание, спортивный инвен­тарь на любой срок от одного-двух дней до нескольких недель. Эти гостиницы рассчитаны на разный кон­тингент отдыхающих — одиночек, се­мейные пары, семьи с детьми.

Гостиницы-пансионаты получили широкое развитие в СССР. Это панси­онаты в пригородах крупных городов, на побережьях Черного .и Каспийского морей, а также во многих курортных городах.

Так как гостиницы-пансионаты в большинстве случаев являются частью курортного комплекса, помещения для питания и культурно-массового об­служивания располагают в основном в отдельно стоящем здании. Они могут также находиться в первом этаже главного корпуса или в пристройке, соединенной с этим корпусом перехо­дом.

Таким образом, в отличие от гости­ницы общего типа в гостинице-пан­сионате спальные помещения могут быть отделены от помещений общего пользования, составляя спальные кор­пуса.

Гостиницы для туристов туристс­кие базы предназначают для обслужи­вания туристов, путешествующих по маршрутам и останавливающихся на базе обычно от одного до пяти дней, и туристов, проживающих на базе 18...24 дня и совершающих радиаль­ные экскурсии. Контингент проживаю­щих в таких гостиницах различен. Это одиночки, семейные с детьми и без детей, молодежные и немолодеж­ные группы, что обусловило разно­образие типов туристских гостиниц, колебание вместимости от 25 до 600 мест.

В состав турбазы входят спальные помещения, столовая, работающая на самообслуживании, приемно-админи-стративные, подсобные и технические помещения, помещения для культур­но-массовой и спортивной работы.

Все эти помещения можно распо­лагать в одном здании или отдельных павильонах. Второй прием менее эко­номичен и неудобен в эксплуатации, поэтому им пользуются в сильно пере­сеченной местности или с целью созда­ния условий для отдыха изолирован­ных друг от друга коллективов.

Спальные комнаты в туристских гос­тиницах проектируют на два, три и четыре человека по норме площади, аналогичной гостиницам-пансиона­там. В четырехместных комнатах кровати могут быть расположены в двух уровнях, поэтому все номера на три и четыре человека могут иметь одина­ковую площадь—15 м2.

Все комнаты оборудуют умываль­никами и встроенными шкафами. Об­щие санитарные узлы располагают на этажах. Количество приборов в них рассчитывают по той же норме, что и для гостиниц-пансионатов.

Туристские гостиницы обычно рас­полагают в живописной местности часто в горах или у водоемов, в боль­шинстве случаев вдалеке от крупных городов и промышленных центров. Не­посредственная связь с природой и применение в строительстве местных материалов—дерева и камня способ­ствуют разнообразию и живописности архитектурных решений этих зданий.

Гостиницы для автотуристов мо­тели по функциональному назначению делят на два вида: гостиницы, распо­ложенные на крупных автомагистра­лях и служащие для кратковремен­ного отдыха, питания и ночлега проез­жающих мимо; гостиницы, располо­женные в живописной местности, в курортных районах, служащие для продолжительного отдыха (от не­скольких дней до нескольких недель) приезжающих на своих машинах.

Принципиальное отличие мотелей от других видов гостиниц — это вклю­чение в их состав стоянки для авто­мобилей и станции технического об­служивания, обеспечивающей заправ­ку, профилактический осмотр и теку­щий ремонт автомобилей.

Объемно-планировочная компози­ция таких зданий зависит от места строительства и типа мотеля. В нашей стране, где этот тип здания начинает получать все большее распростране­ние, мотели строят в виде единого объема с вынесением сооружений по обслуживанию автомашин, а также применяют другие планировочные приемы, в том числе и павильонный. Здесь помещения обслуживания (кон­тора, ресторан и т. д.) образуют общественный центр, вокруг которого размещают отдельные жилые домики.

 

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ

Помещения гостиниц по своему наз­начению делят на две основные груп­пы: жилую и общественную. Общест­венная в свою очередь состоит из сле­дующих групп помещений: приема и обслуживания (вестибюльная груп­па), общественного питания, адми­нистрации, подсобных и технических помещений (инженерного оборудова­ния). В зависимости от типа гости­ницы эти группы получают различ­ное развитие.

Схемы построения жилой группы гостиниц, как правило, имеют коридорную, галерейную или односекционную структуру (башенного типа), обеспечивающие удобную связь но­меров с помещениями обслуживания и общественного пользования.

Номера являются основным поме­щением гостиницы. Номенклатура номеров, их планировочное решение и оборудование зависят от назначения и разряда гостиницы. Подавляющее большинство номеров в гостиницах— однокомнатные. Однокомнатные но­мера бывают одно- и двухместные и комбинированные (одно-двухмест­ные), в которых обычно ставят кро­вать и диван-кровать.

Санитарно-техническое оборудова­ние номеров определяется разрядом гостиницы и номера. Номер может быть оборудован полным санитарным узлом (ванна или душ, умывальник, унитаз), умывальником и унитазом или только умывальником.

В зависимости от типа гостиницы в номере размещают рабочий стол или обычный неболь­шой столик, два-три стула или кресла. Для номеров всех типов предусмат­ривают встроенные шкафы. Су­щественное значение имеет целост­ность интерьера номера, подбор соот­ветствующей мебели, декоративных тканей и осветительных приборов, общее цветовое решение.

Помещения общественного назначе­ния делят на следующие функцио­нальные группы.

Группа помещений приема и об­служивания предназначена для приема, оформления и размещения прожи­вающих. В эту группу помимо вести­бюля с гардеробом входят помещение администратора, бюро регистрации и в зависимости от разряда гостини­цы камера хранения, места для уста­новки киосков, отделение связи, тран­спортное агентство, помещение для разгрузки и сортировки багажа, бюро обслуживания, парикмахерская и т. д.

Группа помещений общественного питания представляет собой наиболее самостоятельный комплекс, состоящий по своей планировочной структуре из двух частей. Одна из них вклю­чает торговые залы ресторана, столо­вой, кафе или бара с примыкаю­щими к ним гардеробом и туалетами. К другой части от­носятся помещения для приготовления пищи, приема и хранения продуктов. Эта часть должна быть полностью изолирована от проживающих в гости­нице.

Ресторан может располагаться как в здании гостиницы, так и в отдельно стоящем или пристроенном здании, в зависимости от назначения гостиницы и градостроительной ситуации.

Административные поме­щения включают помещения дирек­ции, главного инженера, управляюще­го делами, отдела кадров, планово­го отдела, бухгалтерии и т. д. Их, как правило, располагают в нижних этажах гостиницы. Они должны быть удобно связаны с помещениями вести­бюльной и жилой группы, а также группы общественного питания.

Подсобные помещения час­тично располагают на этажах жилой группы, частично изолированно, но с удобной связью с помещениями жилой группы. В их число входят, в зависимости от разряда гостиницы, бытовые помещения дежурного пер­сонала, бельевые грязного и чистого белья, ремонтные мастерские — столяр­ная, слесарная, обивочная и т. д., склады мебели и инвентаря.

Технические помещения включают венткамеры и камеры кондиционирования, насосные пожар­ного и хозяйственного водоснабжения, помещения электрооборудования, ото­пления и горячего водоснабжения. Размещают их в цокольных и подваль­ных этажах. Состав и площади обслу­живающих помещений определяются нормами проектирования в зависимос­ти от типа, разряда и вместимости гостиницы.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.