Здавалка
Главная | Обратная связь

Условия видимости в кинотеатре – кинопроекция.



Видимость в зрелищных помещениях общественных зданий и сооружений.

Видимость со всех зрительских мест происходящего на сцене, эстраде или арене является важнейшей задачей при проектировании помещений и зданий массового пользования (театров, кинотеатров, стадионов и др.).

В зависимости от специфики зрелищных сооружений массового пользования (театр, кинотеатр или стадион) теория и метод расчета видимости при построении зрительских мест не меняются. Однако принципы, которыми руководствуются при проектировании зрительного пространства, а также нормативы видимости для театра, кинотеатра или стадиона значительно отличаются друг от друга.

К числу факторов, от которых зависит

видимость в театре (кинотеатре) или стадионе, относятся: объемно-пространственная структура интерьера сооружения и его частей (сцена и зал, арена и трибуны); условия освещенности (естественные или искусственные), а также физиологические законы зрения.

Геометрический фактор видимости включает в себя следующие элементы:

1) предельное удаление зрителя от наблюдаемой точки;

2) горизонтальный и вертикальный зрительные углы, определяющие положение зрителя по отношению к наблюдаемому зрелищу, и, следовательно, степень зрительного искажения наблюдаемых процессов;

3) отсутствие преград на пути зрительного луча от наблюдаемой точки к глазу зрителя.

 

Предельное удаление зрителя.

При проектировании зрительных залов массового типа прежде всего необходимо решить вопрос о расположении зрительских мест в плане с учетом предельного удаления, допустимого для помещений и зданий определенного типа.

Например, для кинотеатра круглогодичного действия предельная длина зала составляет 45 м*, так как при большем расстоянии нарушается одновременное (синхронное) восприятие зрителем звука и изображения-звук запаздывает. Для драматического театра существенно, чтобы зрители воспринимали мимику актера. В оперном же театре мимике отводится меньшая роль и, следовательно, удаление зрителя может быть несколько большим, чем в драматическом театре. При футбольной игре на стадионе удаление зрителя может быть гораздо больше, однако зритель должен иметь возхможность детально воспринимать весь ход игры и отчетливо видеть перемещения мяча. Предельное удаление зрителя обычно измеряется как в абсолютных размерах-метрах, так и в угловых величинах.

Для театров и кинотеатров наряду с вопросом о максимально допустимом

удалении (расстоянии) имеет значение вопрос о минимально допустимом расстоянии зрителя от предмета наблюдения. Действительно, зритель, находящийся на местах, слишком близких к сцене (порядка 2... 3 м), не в состоянии окинуть одним взглядом, без поворота головы, всю картину театрального представления. Причина этого заключается в ограниченности поля ясного видения, охватывающего при зрении двумя глазами около 30° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной. В результате наблюдаемая картина фиксируется глазами по частям, т.е. в виде отдельных фрагментов, детали же при этом выявляются подчеркнуто резко, а общая композиция утрачивает целостность-расчленяется. В условиях открытых пространств стадионов с обширной ареной этот вопрос не имеет значения.

* Сезонного действия-60 м.

 

Горизонтальные и вертикальные зрительные углы,определяющие положение предпочтительных мест.

Наряду с допустимым предельным удалением на качество зрительного восприятия сильное воздействие оказьгоает также и положение зрителя по отношению к объекту зрелища, определяемое горизонтальным и вертикальным зрительными углами лучей зрения. Например, зритель, смотрящий кинофильм с нормального расстояния от экрана, но видящий его под значительным углом сбоку или сверху, воспринимает изображение в искаженном виде; кроме того, для зрителя существенно удобство его позы и места.

При проектировании всех сооружений массового пользования в большинстве случаев зрительские места у сцены (эстрады), экрана или арены рекомендуется размещать последовательными зонами с учетом разницы в условиях восприятия. Исчерпав лучшую зону, при необходимости занимают под места следующую, в порядке убывающей ценности. В стране максимальная равноценность мест по видимости и удобствам, создаваемым зрителям, является основным руководящим принципом при проектировании зрелищных зданий и сооружений массового пользования.

Система расположения зрительских мест обычно зависит от характера демонстрируемых зрелищ или объектов. Например, при проектировании круглой щхрковой арены или эстрады эти места целесообразно располагать по дугам концентрических окружностей с центром, совмещенным с центром арены (эстрады). Для наилучшего наблюдения объемных зрелищ в театре и плоскостных (вертикальных или горизонтальных) в кинотеатре зрительские места можно размещать как параллельными рядами, так и концентрическими с большими радиусами кривизны.

Границы зон с местами, создающими оптимальную видимость, могут быть получены графически отрезками прямых, проведенных через крайние точки задних декораций и через грань портала сцены. Горизонтальный угол, образованный этими зрительными лучами, называется оптическим углом зала. С боковых мест, располагаемых за пределами зрительных лучей, видимость ограничена только частью сцены. Вертикальный угол на точку в середине красной линии сцены на высоте 0,5 м от планшета не должен превышать для средних мест верхних рядов 25°, а для боковых-35°. Современные исследования геометрических параметров зрительного восприятия позволили установить более точные предельные горизонтальные и вертикальные углы зрения для различных объектов наблюдения в зависимости от их особенностей и допустимых для них зрительных искажений формы и пропорциональностей частей.

Для театра удаление последних рядов зала от рампы сцены обычно колеблется в пределах от 24 (для зала на 600 человек) до 30 м (для залов более 1200 человек).

В залах для исполнения индивидуальных эстрадных номеров оптический угол зала может достигать 150°, что дает возможность уменьшить длину (глубину) зала за счет увеличения его ширины . В залах для цирковых представлений оптический угол может быть увеличен до 310... 315° с расположением зрительских мест почти по полным концентрическим окружностям .

При расчетах видимости необходимо правильно выбрать точку наблюдения зрителей. Например, для оперных театров обычно ее принимают в центре игровой площадки на уровне пола сцены, в драматических театрах-на линии портала сцены на уровне 0,5 м от пола сцены; в кинотеатрах такая точка расположена на нижнем краю экрана.

 

При проектировании кинотеатров надлежит пользоваться нормами СНиПа, содержащими расчетные параметры зрительного зала, экрана, условия видимости и размещения мест.

 

Беспрепятственность видимости в помещениях.

В зрелищных помещениях массового пользования головы впереди сидящих зрителей являются основным препятствием для зрительных лучей. Улучшение видимости в удаленных от сцены или эстрады местах зала достигается повышением уровня сцены (эстрады) и наклонным расположением зрительских мест.

Для беспрепятственной видимости выбранной точки (объекта) необходимо обеспечить условие, при котором зрительный луч (отрезок прямой, проведенный к ней от глаза наблюдателя) проходит на высоте с = 12... 15 см над уровнем глаза впереди сидящего зрителя*-для крытых и открытых спортивных сооружений, 6... 8 см - для театров, концертных залов и кинотеатров (как правило, для уменьшения высоты подъема рядов зрительских мест).

Беспрепятственная видимость достигается при размещении зрительских мест по трем следующим видам поверхностей:

1) прямолинейной наклонной , где высота подступенка г для всех рядов зрительских мест будет одинаковой. Вместе с тем превышение зрительного луча с станет переменным, увеличиваясь от последнего ряда к первому, создавая значительный экономически неоправданный высотный перепад мест в зрительном зале;

2) криволинейной, создающей наименьший подъем мест при сохранении постоянства превьппения зрительного луча с, однако величина подступенка г будет переменной, что нарушает унификацию размеров ;

3) ломаной, предусматривающей устранение трудностей и противоречий между идеальным и реальным профилем зрительских мест.

 

В рассматриваемом случае профиль поверхности зала делят на несколько крупных групп зрительских мест, в пределах каждой из которых места размещают на прямой наклонной плоскости. В большинстве случаев профиль поверхности пола разделяют на 3...4 группы мест с различным количеством рядов. Как показывает практика, экономически обоснованным оказалось иметь в первой группе 5... 7 рядов мест, во второй-?... 10, а в третьей 10... 14 и т.д.

* Величина с соответствует вертикальному расстоянию от уровня глаза зрителя до верха головы.

Полученный профиль пола в наибольшей степени близок к профилю, построенному по теоретически идеальной кривой наименьшего подъема зрительских мест.

В. А. Богословский и М.А. Данилюк предложили метод построения ломаной линии наименьшего подъема , форму которой определяют по формуле

y = hl/x,^-lcl{x,-i-l)/{dx,)l (1)

где искомый подъем зрительских рядов данной группы; /i-расстояние по вертикали от расчетного фокуса до глаза зрителя 1-го ряда данной группы; /-расстояние по горизонтали от глаза зрителя 1-го ряда до глаза зрителя последнего ряда данной группы или, что то же, общая глубина данной группы без начального ряда, который входит в состав величины ^1 л: 1-расстояние по горизонтали от фокуса до глаза зрителя 1-го ряда данной группы; с-расчетное превьштение луча зрения; + / = х-расстояние по горизонтали от фокуса F до глаза зрителя последнего ряда данной группы; ^-глубина зрительского ряда.

 

 

Для упрощения расчетной формулы беспрепятственной видимости и построения профиля поверхности пола принят ряд допущений: высота сидящего человека равна 1,2 м; плоскость, проходящая через глаза сидящего человека, совпадает с вертикальной плоскостью спинки кресла; расстояние от наблюдаемой точки до рядов мест выражается количеством рядов, а не в метрах.

Высота подступенка г в пределах группы мест

r = h/m± с, (2)

где /I-разница в уровнях точки наблюдения и головы зрителя, сидящего в 1 -м ряду данной группы мест; знак «плюс» принимают для точек наблюдения ниже уровня головы зрителя, знак «минус»-для точек наблюдения, расположенных выше; ш-расстояние от точки наблюдения до спинки кресла последнего ряда данной группы; с-превьппение луча зрения (для партера с = 60... 80 мм, для балкона и амфитеатра-100... 120 мм). Если между группами мест нет прохода, то измеряют до спинки кресла 1-го ряда следующей группы мест.

Общую высоту подъема в пределах данной группы мест определяют по формуле (при размещении мест по наклонной кривой)

Н = г{т-п\ (3)

где п-расстояние от точки наблюдения до спинки кресла 1-го ряда данной группы.

Согласно СНиПу, профиль линии размещения зрительских мест по продольному разрезу зрительного зала (рис. 9.6, а) рекомендуется определять графически или по формулам:

* При с = 0,12 м.

 

при расчете от задних рядов мест к передним и

при расчете от передних рядов мест к задним.

 

Здесь Хо, >^о~ координаты глаз зрителя в предыдущем ряду; х, у-то же, в любом последующем ряду, отстоящем от предыдущего ряда не менее чем на 6 м; Й?-расстояние между рядами зрительских мест. Координатная система имеет начало в нижней точке рабочего поля экрана.

Формулы (1)...(5) основаны на предположении, что с является достаточным показателем условий видимости поверх головы. Как показали исследования ряда авторов (Ю. П. Гнедовского, М. Р. Савченко, В. М. Виноградова, Е. Д. Гаклиной и др.), это справедливо только в условиях беспрепятственной видимости (с ^ >0,12...0,15). При с <0,12 все зрелище не проглядывается между головами. Чтобы при этом создать равные условия видимости из всех рядов, указанные авторы предлагают не постоянные, а переменные превышения для разных рядов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.