Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 10. Типы гос-ва: формационный и цивилизационный подходы.



Типология государства – это выделение видовых свойств и разновидностей типов гос-в, т.е. специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Суть его — вместо общественно-экономической формации, как критерия типологии гос-ва и права, попытка использовать в качестве такового цивилизацию. Но последняя выглядит весьма аморфно и и неопределенно. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. Цивилизация — культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Ее так же можно определять, исходя из наличия общих черт индивидуального порядка (язык, история, религия, обычаи). В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Существует возможность и др. классификаций:

- разные экономические типы;

- соц-культурные типы;

- соц-этнические типы;

- религиозные.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.