Вопрос 18. Государственный режим: понятие и типы. Соотношение гос-го и полит-го режимов.
Пол-кий режим – это система методов, способов и средств осуществления пол-кой власти. Всякие изменения, происходящие в сущности гос-ва данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму гос-ного устройства. Согласно одной точке зрения понятия «пол-кий режим» и «гос-ный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «пол-кий режим» более широкое, чем понятие «гос-ный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления пол-кой власти со стороны гос-ва, но и со стороны пол-ких партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Пол-кий режим – это динамическая, функциональная характеристика пол-кой системы. Категории «пол-кий режим» и «пол-кая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в пол-кой жизни общества и в осуществлении пол-кой власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Понятие пол-го режима является ключевым для формирования представления об основных системах власти. Именно исходя из пол-го режима судят об организации пол-го устройства общества. Пол-кий режим характеризует определенный пол-кий климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Понятие «пол-кий режим» включает в себя следующие параметры (признаки): 1) степень участия народа в механизмах формирования пол-кой власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами гос-ва; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5) степень реализации пол-кой власти непосредственно народом; 6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос-го аппарата; 7) место и роль негосударственных структур в пол-кой системе общества; 8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; . 10) тип пол-го поведения; 11) характер пол-го лидерства; 12) учет интересов меньшинства при принятии пол-ких решений; 13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении пол-кой власти; 14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 15) принципы взаимоотношения общества и власти; 16) пол-кое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); 17) мера пол-го плюрализма, в том числе многопартийности; 18) существование реальных механизмов привлечения к пол-кой и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. В зависимости от особенностей набора методов и средств гос-го властвования различают два полярных режима (типы) – демократический и антидемократический. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы пол-кое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд гос-в, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства. Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении гос-ной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы); 2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой; 4) предполагает существование правового гос-ва, действие его принципов; 5) выборность и сменяемость центральных и местных органов гос-ной власти, их подотчетность избирателям; 6) легитимность гос-ной власти; 7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами; 8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения; 9) во всех сферах общественной жизни господствует закон; 10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; 12) пол-кий плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование пол-ких партий, существование на законных основаниях пол-кой оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); 13) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры; 14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти. Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Некоторые из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами) носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа. К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами представительной демократии) для выражения интересов граждан и их участия в пол-ком процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимацию власти; обеспечивает контроль за пол-кой элитой и т.п. К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения участвовать в политическом процессе, сложность и дороговизна проводимых «прямодемократических» мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. К сильным сторонам представительной демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом, и т.п. К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного пол-кого режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос-ной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности гос-ных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»; 8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям). Понятие «тоталитаризм» – от лат., что означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику, есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется контролем гос-ва над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа; 3) монопольный гос-ный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; 5) гос-ная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с гос-вом, запрет оппозиционно настроенных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; 9) экономической основой выступает крупная собственность:.общинная, монополистическая, государственная; 10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; 11) централизация гос-ной власти у диктатора и его окружения; 12) бесконтрольность репрессивных гос-ных органов со стороны общества; 13) отсутствие правовой гос-ности и гражданского общества; 14) гос-ная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. Можно сказать, что имеется дополнительно к тоталитарному и авторитарному еще один не демократический режим — чрезвычайный. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|