Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 11. Функции современного гос-ва: понятие, юридическое оформление и реализация.



Ф-ии гос-ва — это определенное направление развития и деятельности гос-го аппарата по регулированию общ. отношений. Или Ф-ции гос-ва – это основные направления деятельности гос-тва по решению стоящих перед ним задач.

Понятие ф-ции гос-ва не следует отождествлять с такими понятиями, как:

1) цели и задачи гос-ва (если цель общества то, к чему стремится гос-во, а задачи – средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) ф-ии отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных гос-ных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции гос-ва охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа всего гос-го аппарата и каждого органа в отдельности).

В зависимости от продолжительности действия ф-ции гос-ва делятся на постоянные (осуществляются на всех этапах развития гос-ва) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения – на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, – на внутренние и внешние.

Внутренние ф-ции гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним ф-ям современного Российского гос-ва можно отнести следующие:

1) ф-цию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую ф-цию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) ф-цию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) ф-цию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую ф-цию (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную ф-цию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Внешние ф-ции г-ва – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимозависимым.

К внешним ф-циям РФ можно отнести следующие:

1) ф-цию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) ф-цию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообществ.

Ф-ции РФ закреплены в Конституции. Например:

Социальная ф-ия - п.1 ст. 7 - «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Ф-ия развития культуры, науки и образования — основана на п. 1 ст. 13 - «В РФ признается идеологическое многообразие». + п.1 ст. 44 «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Экологическая ф-ия — ст. 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

А так же ф-ции находят свое закрепление в ФЗ. Например ф-ия обороны - «ФЗ «Об обороне».

Вопрос 12. Классификация и содержание ф-ий гос-ва.

Ф-ии гос-ва — это определенное направление развития и деятельности гос-го аппарата по регулированию общ. отношений. Или Ф-ции гос-ва – это основные направления деятельности гос-тва по решению стоящих перед ним задач.

Понятие ф-ции гос-ва не следует отождествлять с такими понятиями, как:

1) цели и задачи гос-ва (если цель общества то, к чему стремится гос-во, а задачи – средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) ф-ии отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных гос-ных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции гос-ва охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа всего гос-го аппарата и каждого органа в отдельности).

В зависимости от продолжительности действия ф-ции гос-ва делятся на постоянные (осуществляются на всех этапах развития гос-ва) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения – на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, – на внутренние и внешние.

Внутренние ф-ции гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним ф-ям современного Российского гос-ва можно отнести следующие:

1) ф-цию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую ф-цию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) ф-цию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) ф-цию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую ф-цию (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную ф-цию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Внешние ф-ции г-ва – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимозависимым.

К внешним ф-циям РФ можно отнести следующие:

1) ф-цию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) ф-цию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.