Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 14. Гос-ный орган: понятие, признаки и классификация.



Орган гос-ва – это звено гос-ного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций гос-ва и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа гос-ва:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма гос-ва, выступая неотъемлемой частью единого гос-ного организма, занимая в нем свое специфическое место;

2) действует от имени гос-ва и по его поручению;

3) образован и действует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) состоит из гос-ных служащих и соответствующих подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образован;

6) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

7) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

8) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимают совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций;

9) осуществляет свою компетенцию тремя способами:

– путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера);

– путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

– путем конкретно-организационной деятельности;

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам ввереным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Гос-ные органы многообразны. Они могут подразделяться по следующим критериям:

– по порядку образования – органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

– по форме реализации гос-ной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

– по принципу разделения властей – на законодательные (Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные законодательные структуры), исполнительные (Правительство Российской Федерации, министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

– по иерархии – на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

– по характеру подчиненности – на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

– по срокам полномочий – на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для решения определенных задач (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

– по способу принятия решений – на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и едино-начальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

– по правовым формам деятельности – на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.);

- по характеру компетенции – на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.), и т.п.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.