Вопрос 28. Историческая школа права, естественно-правовая и марксисткая (классовая) теория происхождения и сущности права. теории происхождения и сущности права.
Историческая теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи: 1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; 2) право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.; 3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека. Достоинства: – впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; – справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; – верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: – данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; - ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений). Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII–XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др. Основные идеи: 1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми гос-вом, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право); 2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы); 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога. Достоинства: – это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; – в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; – провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур. Слабые стороны: – такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей; – такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое также может быть разным у различных людей. Классовая теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX–XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др. Основные, идеи: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; 3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Достоинства: – в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; – показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; – обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Слабые стороны: – преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; - слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|