Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 19. Государственно-правовые основы пол-кой системы общества.



Политика - искусство управления общественными делами.

Политическая систем — это система управленческих взаимоотношений с участием различных S:

1. гос-во (+гос-ые органы и должностные лица).

2. Местное самоуправление.

3. Общественные объединения, образованные по идеологическому принципу.

Любая пол-кая система должна основываться на праве, принципах права. Сущность политической системы РФ заложены в Конституции РФ (ст14. 10-14).

Пол-кая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (гос-ных органов, пол-ких партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит пол-кая жизнь общества и осуществляется пол-кая власть.

Понятие «пол-кая система» показывает, как регулируются пол-кие процессы, как формируется и функционирует пол-кая власть. Это механизм организации и реализации пол-кой деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «пол-кая система» позволяет проникнуть в пол-кие интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы пол-ких явлений.

Пол-кая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования гос-ной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру пол-кой системы составляют ее элементы и связи между ними.

Выделяют следующие компоненты пол-кой системы;

1) политическая организация общества, включающая в себя гос-во, пол-кие партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) пол-кое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны пол-кой власти и пол-кой системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления пол-кой власти;

4) пол-кие отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу пол-кой власти;

5) пол-кая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного пол-го опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую пол-кую систему, является категория «пол-кая власть».

Сущность пол-кой системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика пол-кой системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции пол-кой системы:

1) обеспечение пол-кой власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (пол-кой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие пол-кой системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности пол-ких институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов пол-ких отношений (без селекции, четкого определения и выражения на пол-ком уровне данных интересов никакая пол-ка невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов пол-ких отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные пол-кие силы, пол-кая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) пол-кая социализация (посредством которой формируется пол-кое сознание индивида и он включается в работу конкретных пол-ких механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство пол-кой системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к пол-му участию и деятельности);

8) легитимация пол-кой власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной пол-кой жизни официальным пол-ким и правовым нормам).

Понятия «государство» и «пол-кая система общества» соотносятся как часть и целое. Гос-во концентрирует в себе все многообразие пол-ких интересов, регулируя явления пол-кой жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве гос-во играет особую роль в пол-кой системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Гос-во занимает центральное, ведущее место в пол-кой системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

Наряду с гос-вом особое место в пол-кой жизни занимает и право как важнейший социальный институт.

Роль права в пол-кой системе общества заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его пол-кой системой (в законах, принимаемых госными законодательными органами, выражаются интересы большинства, различных слоев, классов, групп населения);

2) аккумулирует волю общества, всех его пол-ких сил;

3) интегрирует общество, делает пол-кую систему стабильной (в частности, конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему пол-ких институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство гос-ва и т.п.);

4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены гос-ной власти, способы и методы пол-кой борьбы всех существующих в данном обществе пол-ких сил и т.д.

5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов пол-кой организации – гос-во, пол-кие партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках.

Так, любое гос-во при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования пол-ких партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в пол-кой жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция к их более детальной юридической регламентации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.