Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 22. Разделение властей: понятие, сущность, основные основные способы. Механизмы взаимного сдерживания ветвей гос-ной власти.



Разделение власти — устойчивая единая власть со специализацией ее частей в в иде органов отраслевой компетенции.

Проявляется во Франции после буржуазных революций.

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье («О духе закона»), заключается в том, что для утверждения пол-кой свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос-ную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность КС РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность гос-ных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Необходимо отметить, что «система сдержек и противовесов» не является сами разделением ветвей власти, необходимый элемент разделения.

Способы разделения:

1. Существование свободных демократических выборов;

2. Отчетность и сроки отчетности.

3. Возможность досрочного отрешения от должности.

4. Способ разделения полит-кой власти.

5. Способ разделения экономической власти (через эконогмическую обособленность органов и ветвей власти).

Механизмы разделения:

1. взаимное сдерживание (существование КС или Конституционного совета);

2. бюджетный контроль;

3. существование и деятельность омбудсмена;

4. существование и деятельность органов по контролю (прокуратура);

5. особенности развития правовой системы;

6. независимость органов местного самоуправления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.