Здавалка
Главная | Обратная связь

Оборотные активы организации, структура и показатели их использования.



Актив (от лат. activus - деятельный) - одна из двух частей бухгалтерского баланса, в которой отражаются внеоборотные и оборотные активы. В активе аккумулируются средства, вложенные организацией с целью получения экономической выгоды. И показывает вероятное получение организацией экономической выгоды в будущем и ее стоимость.

Оборотные активы (текущие активы или оборотные средства) – это имущественные ценности полностью потребляемые в течение первого производственно-коммерческого цикла: Сырье, Полуфабрикаты, Комплектующие, Запасы готовой продукции на складе, Не завершенное производство и Дебиторская задолженность.

Состав оборотных средств показывает, из каких частей и отдельных элементов, они состоят:

В зависимости от функционального назначения, оборотные активы делятся на:

Оборотно-производственные фонды

Фонды обращения

Роль оборотных средств в производстве:

Средства в запасах

Средства в производстве

Готовая продукция

Денежные средства и дебиторская задолженность

Укрупненные элементы:

Предметы труда

Орудия труда

Не законченная продукция

Расходы будущих переоборудования

Готовая продукция на складе

Товары отгруженные

Денежные средства

Дебиторская задолженность

Степень планирования:

Нормируемые

Ненормируемые

Структура оборотных средствотражает соотношение, в виде долей или %, которые складываются между составными частями оборотных средств или отдельных их элементов.

Средства в запасах подразделяются на:

Производственные запасы (сырье и материалы)

Запасы готовой продукции

Потребность в запасах каждого вида определяется по группам:

Запасы текущего хранения

Запасы сезонного хранения

Запасы целевого назначения

Необходимый объем финансовых средств авансируемых на формирование запасов, рассчитывается по формуле:

ФС3 = СР * Н3 – КЗ, где

ФС3 - объем финансовых средств авансируемый в запасы;

СР – средний денежный объем расходов запасов в сутки;

Н3 – норматив хранения запасов в днях;

КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретенные товарно-материальные ценности (этот элемент включается в расчет, только по производственным запасам). При реализации готовой продукции он включается лишь при предоплате.

Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсов, авансируемых на формирование запасов.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:

Оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции:

Объем закупок

Платежеспособность покупателей

История кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты

Контроль расчетов с дебиторами:

Оценка реализуемого состояния дебиторской задолженности

Анализ и планирование денежных потоков

В основе управления дебиторской задолженностью лежат два подхода:

Сравнение дополнительной прибыли с затратами и потерями возникающие при изменение политики реализации продукции.

Сравнение и оптимизация величины и срок дебиторской и кредиторской задолженности.

Определение минимальной необходимости денежных активов для осуществления текущей хозяйственной деятельности направленно на установление нижнего предела остатка необходимых денежных активов в национальной и иностранной валютах. Минимально необходимая потребность в денежных активах рассчитывается по формуле: ДАmin = ПРда / Ода, Где ДАmin - минимальной необходимости денежных активов для осуществления текущей хозяйственной деятельности в предстоящем периоде, ПРда – предполагаемый объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде, Ода – оборачиваемость денежных активов в аналогичном по сроку отчетном периоде. В практике зарубежного финансового менеджмента применяются более сложные модели определения минимального, максимального и среднего остатка ДА, которые используются в тех случаях, если в связи с неопределенностью предстоящих платежей – план поступления и расходования денежных средств не может быть разработан в помесячном разрезе.

Обеспечения ускорения оборота ДА, определяется необходимостью поиска резервов на предприятие, основные резервы:

Ускорение инкассации денежных средств, что сокращает остаток ДА в кассе

Сокращение расчетов наличными

Сокращение объема расчетов с помощью акредитов и чеков

Важнейшим элементом управления оборотными средствами является научно обоснованное их нормирование. Целью нормирования является определение рационального размера оборотных средств, отвлекаемых на определённый срок в сферу обращения. Нормирование– это установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, необходимых для нормальной деятельности предприятия. К числу нормируемых оборотных средств обычно относятся оборотные производственные фонды и готовая продукция. Фонды обращения обычно не нормируемы.

В процессе нормирования оборотных средств разрабатываются нормы и нормативы. Норма оборотных средств это относительная величина, соответствующая минимальному экономически обоснованному объёму запасов товарно-материальных ценностей.Норматив оборотных средств– это минимально необходимая сумма денежных средств обеспечивающих предпринимательскую деятельность предприятия. Нормативы оборотных средств определяются с учётом потребностей в средствах как для основной деятельности, так и для капитального ремонта, осуществляемого собственными силами, жилищно-коммунального хозяйства, подсобных, вспомогательных и других хозяйств, не состоящих на самостоятельном балансе.

В финансовом менеджменте различают четыре модели управления оборотными средствами: агрессивная, идеальная, консервативная, умеренная.

Основная задача управления оборотными активамипредприятия:

обеспечение платёжеспособности

обеспечение приемлемого объёма, структуры и рентабельности активов

Сократить периоды оборачиваемости запасов

Уменьшение кредиторской задолженности и увеличение среднего срока оплаты кредиторской задолженности, с целью снижения текущей финансовой потребности.

Достаточно ли предприятию оборотных средств, можно определить по формуле:

СОС = ПП – ПА = ТА – ТП, где

СОС – собственные оборотные средства,

ПП – постоянные пассивы,

ПА - постоянные активы,

ТА – текущие активы,

ТП – текущие пассивы.

Если СОС > 0, то предприятие имеет излишек постоянных ресурсов, т.е. больше чем необходимо для финансирования постоянных активов.

Если СОС < 0, то предприятию не хватает ресурсов для финансирования активов.

Для увеличения СОС необходимо:

Нарастить собственный капитал:

Увеличить уставной капитал

Снизить дивиденды за счет увеличить нераспределенной прибыли и резервов

Подъем рентабельности с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики

Увеличить долгосрочные заимствования, т.к. их % ниже, чем у краткосрочных и возмещение растянуто во времени.

Уменьшить иммобилизацию средств во внеоборотных активах, но только не в ущерб производству.

26. Рентабельность. ЕЕ виды.

Рентабельность (от нем. Rentable – доходный, выгодный) – это экономическая целесообразность, оправдание расходов – прибыль. Рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как от­ражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Пред­приятие рентабельно, если суммы выручки от продажи продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализа­цию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

Показатели рентабельности Формула расчета Сфера применения
Показатель рентабельности активов П баланса * 100% П баланса – балансовая прибыль, А – активы по бухгалтерскому балансу Общая оценка эффективности деятельности за отчетный период. Планово аналитические расчеты.
А
Рентабельность производства П баланса * 100% (ОФ+ОС8) – основной и оборотный капитал Оценка эффективности вложений основного и оборотного капитала в среднегодовом исчислении. Ценообразование. Критерии оценки сравнительной эффективности. Планово аналитические расчеты.
(ОФ+ОС8)
Рентабельность продукции П * 100% П – прибыли или реализации продукции, С - себестоимость Оценка эффективности текущих затрат. Критерий оптимизации ассортимента продукции (услуг) и диверсификация (разделение) видов деятельности. Ценообразование. Планирование прибыли.
С
Рентабельность трудовых затрат П * 100% ФОТ – фонд оплаты труда Оценка эффективности затрат труда. Ценообразование. Аналитические расчеты.
ФОТ
Рентабельность капиталовложений П * 100% К/В – капитальные вложения Оценка эффективности капитальных вложений необходимых для определения сроков окупаемости капитальных затрат.
К/В
или
Прирост П * 100%
Прирост К/В
Народнохозяйственная рентабельность НД НД – национальный доход, ВД – валовой доход, ОФ – основные фонды, ОС – оборотные средства Оценка эффективности вновь созданной стоимости в глобальных и локальных масштабах
ОФ+ОС
или
ВД
ОФ+ОС
Модификации и частичные показатели рентабельности (пример Затраты на 1 рубль Товарной продукции (ТП)). С(ТП) С(ТП) – себестоимость товарной продукции, V(ТП) – объем товарной продукции Оценочные расчеты эффективности соответствующих вложений Планово-аналитические и финансовые расчеты.
V(ТП)

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях являет­ся работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению се­бестоимости, а следовательно, — росту прибыли. Дело в том, что развитие отечественного производства за счет экономии имеющихся ресурсов на современном этапе намного дешевле, чем вовлечение в производство но­вых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста при­быльности и рентабельности производства.

1 Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реа­лизованной продукции, так и по отдельным ее видам. Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:

• процентное отношение прибыли от реализации продук­ции к затратам на ее производство и реализацию;

• процентное отношение прибыли от реализации продук­ции к выручке от. реализованной продукции;

• процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;

• отношение чистой прибыли к выручке от реализации

продукции.

Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реа­лизуемой продукции.

2 Рентабельность отдельных видов продукции зависит от це­ны и полной себестоимости. Она определяется как про­центное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

3 Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчи­тывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

4 Рентабельность внеоборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к средней вели­чине внеоборотных активов.

5 Рентабельность оборотных активов определяется как про­центное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.

6 Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.

7 Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине соб­ственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленче­ских решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

27. Финансовое состояние организации. Индикаторы и пути улучшения финансового состояния.

ФСО - система данных показателей, отражающих процесс формирования и исп. денежных фондов предприятия на опр. дату.

Цель – своевременно выявить и устранить недостатки в ФМО и находить пути его улучшения.

Задачи: дать оценку имеющегося ФСО, дать оценку выполнения плана, разработать прогноз или спланировать состояние фин. Результатов на будущее, разработать мероприятия по улучшению ФСО.

Сравнение может проходить с показателями др. организации, с прошлыми данными, с нормами. Отчет о прибылях и убытках, баланс организации, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств.

 

Индикаторы:

§ Показатель фин. Устойчивости, коэф. Автономности, фин. Зависимости, соотношение заемных и оборотных средств)

§ Показатель ликвидности (ден. Ср. + кр. Фин.влож.)/кр. Обяз. >= 2

§ Показатель деловой активности

§ Показатель рентабельности

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей отражающих состояние капиталов в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

Источники информации для оценки финансового состояния предприятия, являются:

Бухгалтерская отчетность – отражает имущественное состояние, финансовые источники и результаты работы организации.

Финансовый план предприятия – в основном строится на основе показателей производственного плана, в нем планируется объем производства и реализация продукции.

Статистические данные – позволяет совершить оценку конкурентных позиций организации.

Бизнес план – это документ анализирующий проблемы с которыми может стакнуться предприятия в ходе производственной деятельности.

Типы финансового состояния предприятия:

Устойчивое

Неустойчивое (предкризисное)

Кризисное

Конкретный тип состояния определяется на основе расчетных данных.

Финансовый анализ предприятия– это изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину финансового состояния предприятия: прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами, ликвидности, устойчивости и т.д.

Основные задачи финансового анализа:

Объективная диагностика состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования.

Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия.

Разработка конкретных мероприятий направленные на наиболее эффективное использование финансовых ресурсов.

Виды анализа финансового состояния предприятия:

Внутренний финансовый анализ – это процесс исследования финансового состояния с целью поисков резервов его укрепления и повышения эффективности функционирования.

Внешний финансовый анализ – представляет собой, процесс исследования финансового состояния предприятия с целью прогнозирования степени риска, инвестирования капитала и уровни его доходности.

Методы, используемые при проведении финансового ана­лиза:

по степени формализации различают:

Формализованные методы – эти методы носят объективный характер, в их ос­нове лежат строгие аналитические зависимости.

Неформализованные методы (метод экспертных оценок, метод срав­нения) основаны на логическом описании аналитических при­емов.

по применяемому инструментарию различают:

Экономические методы включают: Метод абсолютных величин - применяется для оценки объемов денежных потоков. Метод относительных величин - применяется в динамическом (горизонтальном) анализе для выявления тенденций изменения финансового состояния предприятия в целом и его отдельных сторон и в структурном (вертикальном) анализе для выявления соотношений между различными показателями, входящими в одну группу показателей, а также при расчете и анализе финансо­вых коэффициентов предприятия. Сравнительный аналитический баланс (САБ)– получается путем суммирования определенных строк бухгалтерского баланса. В САБ анализируются структурные изменения в активе и пассиве баланса, делается вывод, через какие источники произошел приток, а через какие отток финансовых средств и в какие активы эти средства вложены. Метод дисконтирования - применяется для приведения различ­ных показателей к единому моменту времени.

Статистические методы: Метод арифметических ризниц - используется при оценке доста­точности наличия источников средств для формирования тех или иных фондов. Метод выделения изолированного влияния факторов - позволяет выявить причины, влияющие на полученный финансовый результат. Индексный метод - основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного показателя к его уров­ню в прошлое время или к уровню аналогичного показателя, принятого в качестве базы.

Математико-статистические методы: Корреляционный, регрессивный и факторный анализ.

Методы оптимального программирования: Системный анализ, линейное и нелинейное прогнозирование.

по применяемым моделям различают:

Дескриптивные модели — это модели описательного характера, базирующие­ся на данных бухгалтерской отчетности. При использовании деск­риптивной модели финансовый анализ начинают с построения вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ и последующий анализ различных финансовых коэффициентов, а завершают со­ставлением аналитической записки к отчетности. Горизонтальный анализ – это измерение данной статьи баланса, в абсолютных единицах (руб.). Вертикальный анализ – характеризует изменение удельных весов, отдельных статей баланса. Трендовый анализ - это изучение динамики относительных показателей за оп­ределенный период.

Предикативные модели — это модели-прогнозы финансового отчета, построенные на данных динамического анализа или исходя из экспертных прогнозных оценок будущего финансового развития

Нормативные модели — модели, позволяющие сравнивать фактические результаты деятельности с законодательно установленными, сред­ними по отрасли или внутренними нормативами

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя:

общий анализ финансового состояния — позволяет проследить дина­мику валюты баланса, структуру активов и пассивов, структуру имущества, запасов и финансовых результатов и сделать общий вывод о финансовом состоянии.

определение финансовой устойчивости — позволяет установить пла­тежеспособность. Достаточно ли предприятию оборотных средств, можно определить по формуле:

СОС = ПП – ПА = ТА – ТП, где СОС – собственные оборотные средства, ПП – постоянные пассивы, ПА - постоянные активы, ТА – текущие активы, ТП – текущие пассивы.

Если СОС > 0, то предприятие имеет излишек постоянных ресурсов, т.е. больше чем необходимо для финансирования постоянных активов. Если СОС < 0, то предприятию не хватает ресурсов для финансирования активов.

определение ликвидности баланса — используется для оценки спо­собности предприятия, его возможных конкурентов и партнеров рассчитываться по обязательствам (оценить их кредитоспособности).

расчет и анализ коэффициентов финансового состояния — позволяет выявить изменения финансового состояния за определенный пе­риод и выполнить сравнительный финансовый анализ с другими предприятиями.

расчет и анализ коэффициентов финансовых результатов деятельнос­ти — позволяет определить деловую активность и рентабельность предприятия, оценить качество управления им за период.

Для увеличения СОС необходимо:

Нарастить собственный капитал:

Увеличить уставной капитал

Снизить дивиденды за счет увеличить нераспределенной прибыли и резервов

Подъем рентабельности с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики

Увеличить долгосрочные заимствования, т.к. их % ниже, чем у краткосрочных и возмещение растянуто во времени.

Уменьшить иммобилизацию средств во внеоборотных активах, но только не в ущерб производству.

Для снижения текущих финансовых потребностей, необходимо:

Уменьшение оборотных активов (за счет запасов)

Снизить дебиторскую заложенность:

Сокращение длительности отсрочек платежей

Снижение удельного веса сомнительных клиентов(которые могут не заплатить), систематически напоминать им о сроке расчета

Повысить эффективность собственных коммерческих и финансовых служб, для оперативного прекращения продажи клиентам, задерживающие платежи или вовсе не оплатившие товар.

Увеличить кредиторскую задолженность, удлиняя сроки расчета с поставщиками крупных партий сырья, материалов, товаров.

ТФП = ТА (без денежных средств) – ТП = оперФП + внереалФП = Дебиторская задолженность + Запасы – Кредиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения и другие Оборотные активы (кроме денежных средств) – Краткосрочные кредиты, Где ТФП - текущие финансовые потребности, ТА – текущие активы, ТП- текущие пассивы, оперФП - текущие финансовые потребности операционного (реализационного) характера, внереалФП - текущие финансовые потребности внеоперационного (внереализационного) характера.

Увеличение собственного капитала позволяет предприятию легче справиться с неурядицами рыночной экономики. Вот почему необходимо постоянно наращивать абсолютную сумму собственного капитала. Основным источником увеличения собственного капитала является прибыль. Необходимо значительную часть прибыли включать в оборот предприятия путём создания всевозможных резервов из валовой и чистой прибыли или прямого зачисления нераспределенной на дивиденды части чистой прибыли. Важное направление в повышении финансового состояния предприятия – обеспечение быстрой оборачиваемости капитала. Одна из распространенных причин, почему предприятия получают невысокую прибыль – значительная сумма средств у них неподвижна. Избыток оборудования, сверхнормативные запасы сырья, материалов свидетельствуют о том, что часть капитала бездействует. Ценность оборудования или зданий зависит от их использования, а не от того, сколько они стоят.

Особое внимание необходимо уделить проблемам ускорения оборачиваемости оборотных средств. Должны быть разработаны ряд мероприятий:

установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива и т. д.

замену дорогостоящих видов материалов более дешевыми без потери качества продукции ;

разработку складских норм запасов сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п.;

сокращение производственного цикла и повышение его непрерывности;

соблюдение рентабельности работы предприятия;

комплексное использование сырья;

использование отходов;

ускорение реализации продукции;

организации маркетинговых исследований, налаживание постоянных длительных связей с потребителями;

уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности

28. Внеоборотные активы, анализ, структура…

ВОА –условия предпринимательской деятельности со сроком службы более 1 года.

Отражается в первом разделе активов баланса.

Виды: операционные, инвестиционные, непроизводственные

Нематериальные, основные средства. Незавершенное строительство, доходные вложения, долгосрочные фин. Вложения.

Собственные. Заемные

Нематериальные активы: невещественные условия предпринимательской деятельности, имеющие стоимостную оценку и служащие более года. )деловая репутация, организационные расходы, права на использование.)

Основные средства: вещественные условия предпринимательской деятельности со сроком службы более года. (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспорт)

Незавершенное строительство: замена зданий и сооружений в форме капитального строительства.

Доходные вложения: вложения в недвижимость, произведения искусства

Долгосрочные финансовые вложения: вложения в ценные бумаги.

Эффективность использования зависит от управления ВОА. Это система финансовых решений по воспроизводству стоимостных условий предпринимательской деятельности с целью производства продукции и улучшения дохода.

Мероприятия: анализ современного состояния, оптимизация состава и структуры, выявление резервов, создание условий для обновления.

Показатели использования:

§ Коэффициент выбытия ВОА

§ К ввода в действие

§ К обновления

§ Объем обновления

Актив (от лат. activus - деятельный) - одна из двух частей бухгалтерского баланса, в которой отражаются внеоборотные и оборотные активы. В активе аккумулируются средства, вложенные организацией с целью получения экономической выгоды. И показывает вероятное получение организацией экономической выгоды в будущем и ее стоимость.

Внеоборотные активы – это имущественные ценности многократно участвующие в хозяйственной деятельности и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт, частями (в виде амортизационных отчислений): основные средства, не материальные активы, не завершенные капитальные вложения и тд. Отличительным признаком и критерием отнесения активов к внеоборотным является срок их полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Основные средства -это активы со сроком службы более одного года, используемые предприятием для осуществления производственной деятельности. Основные средства в течение всего срока службы сохраняют свою натуральную форму и по мере износа утрачивают свою стоимость, которая частями переносится на готовый продукт и возвращается к собственнику в денежной форме в виде амортизации. Виды основных средств:

здания - производственные и вспомогательные корпуса

сооружения - мосты, заграждения, эстакады, передающие антен­ны, нефтяные и газовые скважины

передаточные устройства - трубопроводы, различные линии связи

машины и оборудование - рабочие и силовые машины и оборудо­вание, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вы­числительная техника

транспортные средства

инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и при­надлежности

рабочий, продуктивный и племенной скот

многолетние насаждения

капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушитель­ные, оросительные, другие мелиоративные работы) и в арендован­ные объекты основных средств

земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), находящиеся в собственности органи­зации

прочие основные средства

Амортизация — механизм погашения (переноса на готовую продукцию) стоимости объектов основных средств.

Ремонт основных средств - производственный процесс по восстановлению основных первоначальных качеств средств труда путем устранения неисправностей и замены изношенных или поврежденных частей. Различают:

капитальный и текущий (средний, малый) ремонты;

послеремонтовый ремонт;

планово-предупредительный ремонт.

Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства, без дополнительных финансовых ресурсов. А высвободившиеся средства использовать в соответствие с потребностями предприятия.

Долгосрочные инвестиции представляют собой затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (более года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть:

собственные средства организации

привлеченные средства.

К собственным источникам средств, в частности, относятся:

прибыль, остающаяся в распоряжении организации;

амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам;

средства фондов накопления;

страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев.

К привлеченным средствам, в частности, относятся:

средства долевого участия в строительстве, включая дополнительные взносы;

долгосрочные кредиты банков;

долгосрочные займы;

средства внебюджетных фондов;

средства государственной бюджетной системы.

Незавершенное строительство - представляет собой затраты застройщика по возведению объектов с начала строительства до ввода их в эксплуатацию, принятые к бухгалтерскому учету на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”. К ним, относятся затраты на:

строительно-монтажные работы;

приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования;

прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.).

При составлении бухгалтерской отчетности объемы незавершенного строительства квалифицируются как незавершенные капитальные вложения. В их состав, кроме перечисленных выше затрат, включаются также объекты, находящиеся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, в том числе и не прошедшие государственную регистрацию объекты недвижимости.

Отвлеченные средства - относящиеся к внеоборотным активам средства предприятия, изъятые из его оборота на предусмотренные финансовым планом или соответствующими положениями цели.

29. Денежный оборот. Наличные и безналичные расчеты. Характеристика форм безналичных расчетов.

Отражает движение денег , представляет собой сумму всех платежей предприятия.

Формы: наличный и безналичный.

Наличный – движение наличных денег. Обслуживается банкнотами, билетами, монетами.

Безналичныйрасчеты, осуществляемые без использования наличных денег, по средствам перечисления ден. средств по счетам в кредитных учреждениях.

Условие безналичного расчета – счет в банке.

Счета бывают: валютные, расчетный счет, депозитный, ссудный, бюджетный Денежный оборот (денежное обращение) - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

В современной экономике деньги выполняют 3 основные функции:

являются средством обмена, выполняют роль посредника при обмене товарами. Они движутся навстречу товарам при реализации последних и навстречу факторам производства при их покупке;

деньги служат единицей счета, позволяя оценивать не только стоимость товаров, но и национальный объем производства, экономическое положение нации;

деньги служат также средством накопления богатства, т.к. их удобнее хранить, чем какие-либо товары, и получать доход при помещении денег в банки.

С учетом названных функций денег, основной вопрос государственного регулирования экономики в области денежной политики сводится к поддержанию необходимого объема денег в обращении, позволяющего удерживать равновесие на денежном рынке. А это, в свою очередь, предупреждает инфляцию, т.е. переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых падает и вызывает рост цен.

В основе денежного обращения лежит товарное производство. Многочисленные сделки купли-продажи образуют непрерывный процесс товарного обращения в обществе. В качестве средства обращения деньги позволяют заменить натуральный оборот Т-Т на более универсальную схему Т-Д-Т. Употребление денег как универсального средства обращения позволяет эффективно осуществлять товарообменные операции как с точки зрения экономии времени, так и расширения возможностей и свободы товарообмена. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

В РФ существует законодательное разграничение наличных и безналичных расчетов, это связано с тем, что наличные расчеты составляют около 40% всех расчетов, в развитых странах 8 – 10%(мелкие покупки)

Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д.). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот (банковских билетов), бумажных денег (казначейских билетов), разменных монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек).

Расчеты наличными между организациями в РФосуществляются в соответствии с порядком ведения кассовых операций установленных ЦБ РФ.

Организации обязаны иметь специальное помещение (кассу) и вести кассовую книгу для операций с наличностью. Оганизации получают наличные деньги в банках и расходуют их на цели, указанные в чеке.

На каждую наличную денежную операцию должен быть заполнен документ (приходный ордер, расходный ордер, командировочные и т.д.)

Предприятия имеют право в конце дня оставлять средства в размере лимита, установленного банком по согласованию с организацией. Все средства сверх лимита организация сдает в обслуживающий банк в сроки согласованные с банком. Обслуживающие банки контролируют лимит кассы. При его нарушении накладывается штраф в 3-х кратном размере сверх лимитной суммы и руководитель предприятия штрафуется в размере 50 мрот.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты., путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. К безналичным расчетам также относятся расчеты путем взаимозачета и внебанковский оборот векселей.

Принципы организации безналичных расчетов, требования, формы расчетов регламентируются гражданским кодексом РФ (гл. 7, 12, 45, 46 раздел 3). Затем федеральными законами о центральном банке России, О банках и банковской деятельности, о простом и переводном векселе, гражданско-процессуальном кодексам, арбитражным процессуальным кодексам. Более подробно организация безналичных расчетов регламентируется ЦБ РФ в положении о безналичных расчетах, это положение 2П от 12.04.02 и последующими дополнениями.

При безналичных расчетах между организациями деньги выполняют функцию средства платежа, следовательно возникают долговые обязательства между поставщиками товара и получателями денег.

Принципы организации безналичных расчетов:

Организации независимо от формы собственности и организации правовой формы обязаны рассчитываться безналично через учреждения. Наличными за один платеж организации могут рассчитываться между собой на сумму не более 60 тыс. руб.

Платежи совершаются после отгрузки продукции, выполнения работ, услуг, наступления срока выполнения обязательств.

Платежи осуществляются при наличии средств на счете плательщика или его права на кредит.

Обязательно наличие согласия плательщика на списание средств с его счета. Согласие дается путем выписки платежного документа. В РФ без согласия плательщика банки списывают средства в следующих случаях:

взыскание недоимок по налогам, штрафы гос. органов власти;

по документам судов;

за газ, Эл. энергию, средства связи.

При недостаточности средств для погашения всех обязательств на определенную дату действует принцип очередности платежей установленный ЦБ

Требования к безналичным расчетам:

Бесперебойность

Своевременность расчетов.

Материальная ответственность за нарушение платежной дисциплины:

предприятия в договорах на поставку должны предусматривать ответственность в виде штрафов и пени;

банки обязаны провести платеж клиента не позднее следующего дня после получения платежного документа;

банк будет платить штраф за каждый день просрочки платежа в размере 5% суммы

Формы безналичных расчетов:

ЦБ устанавливает формы безналичных расчетов, которые различаются порядком документооборота, гарантированностью платежа и содержать сведения о плательщике, получателе и их банках. Первый экземпляр платежного документа всегда остается в банке плательщика и имеет две подписи (руководителя и гл. бухгалтера) и гербовую печать организации. Формы расчетов существуют в типографской форме или в электронной.

Формы выбирают плательщик и получатель: –ая форма – платежное поручение – его выписывает плательщик денег; –ая форма – платежное требование – его выписывает получатель денег. Плательщик обязан в течении 3-х дней отказаться от оплаты или уплатить. Инкассовое поручение выписывается поставщиком и используется при оплате без согласия плательщика

Чеки – выписываются банком плательщику на сумму платежа. Предварительно банк перечисляет эти деньги на специальный чековый счет, что гарантирует платеж.

Аккредитив – это расчетный документ в виде поручения банка покупателя, банку поставщика произвести за счет спец. забронированных средств оплату по товарно-транспортным документам за отгруженный товар.

Безналичные расчеты проводятся банками через РКЦ ЦБ, напрямую между банками через клиринговые организации (взаимозачеты)

 

30. Конкуренция и монополистическая деятельность.

Конкуренция – борьба за достижение наилучших результатов. За наиболее высокие доходы.

Монополистическая деятельность это вид несовершенной конкуренции. Монополия обладает каким-либо преимуществом, которое дает возможность доминировать на рынке. Условия существования монополии:

§ неэластичный спрос – продукция редкая, но необходимая, ее нельзя ничем заменить, поэтому спрос на нее мало зависит от цены.

§ Товаров заменителей на рынке нет

§ Выход на рынок других фирм ограничен

Конкуренция (от лат. concurrere - сбегаться, сталкивать­ся) – это соперничество между уча­стниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производи­тели (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произве­сти и как можно больше и дороже продать; потребители - купить това­ры качественнее и дешевле.

Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция выражается в:

Снижение цен

Скидки и премии

Распродажи

Неценовая конкуренция:

Обес­печение технического пре­восходства, высокого ка­чества и надёжности изделий

Лучшая система продажи и послепродаж­ного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, до­полнительные гарантии)

Привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нём вме­сто пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка)

Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить видоизме­нение и обновление продукта (для разнообразия), а также наделение товара "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента.

В целом конкуренция способствует (роль конкуренции):

Расширению и рационализации производства

Внедрению прогрессивных новшеств

Экономии ресурсных затрат

Повышению общей эффективности экономики

Оптимальному удовлетворению спроса

Уравниванию и снижению цен

Монополия (от греч. monos - один, единственный + poleo - продаю) - это рыночное господство одного продавца будучи единственным он назначает любую цену которую только могут выдержать покупатели.

Основными признаками монополизма в производстве и на рын­ке являются, следующие:

Высокая концентрация хо­зяйственной деятельности в руках одной или нескольких объедини­вшихся фирм (по закону России - обычно свыше 35%)

Доминиру­ющее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке оп­ределённых товаров.

Установление монопольных цен (завышен­ных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благо даря этому, получение для себя сверхприбылей.

По происхождению выделяют два главных ви­да монополии: естественную и искусственную Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным ус­ловиям (Пример: городской метрополитен, водоснабжение, связь).

Искусственная монополия – это монополия "руко­творная", специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов или осуществляют так называемое враждебное поглощение сопер­ников (скупая их акции) или добровольно объединяются друг с другом (обычно путём взаимного обме­на акциями) в различные сою­зы, чтобы уже не конкуриро­вать, а упорядочение и выгод­но владеть рынком совместно.

Плюсы монополии:

В определённых отрас­лях она более эффективна и даёт экономию затрат.

По сравнению с конкурентным сектором у монополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своём производстве

Минусы монополии:

Нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, ко­гда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно огра­ничивают производство, поднимают цены, навязывая обществу определённые виды, техни­ческий уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффектив­ности экономики, действующий в условиях конкуренции.

Усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относи­тельное уменьшение доходов остальной части населения.

Опасность для демократии как в экономике, так и в политике. Заметна и антидемократическая роль монополистов в политике. Ску­пая средства массовой информации, финансируя политические пар­тии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием лю­дей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма пе­редовые общества осознали ещё в конце XIX века. Так, в соответст­вии с первым в мировой истории антитрестовским законом Шёрмана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной.

Антимонопольное законодательство - законодательные акты, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Современная антимонопольная политика, прежде всего направ­лена:

На использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства.

На недопущение или огра­ничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусствен­ных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимули­руется свободная и честная конкуренция в экономике.

Пример правовых актов регулирующих монополистическую деятельность в РФ:

Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

Лица нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции несут: гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность за нарушения. В случае нарушения антимонопольный орган вправе налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством РФ. А так же возможно взыскание дохода в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа, полученного в результате монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Наука выделяет 4 основных типа рынка:

Чистая конкуренция – продавцов конкурирующих между собой и производящих однородные товары. (пример услуги фондовых бирж)

Чистая монополия – отсутствие, какой либо конкуренции, на рынке существует единственный производитель продукта. (пример: водоснабжение, электротранспорт и т.д.)

Монополистическая конкуренция – множество продавцов (производителе) предлагающих похожую, но не одинаковую продукцию. (одежда, обувь, мебель и т.д.)

Олигополия (Олигополистическая конкуренция) – немногочисленные продавцы схожих либо не схожих товаров, быстро реагируют на изменение цен конкурентов, вход новых продавцов на рынок очень затруднен. (пример: производство стали, автомобилей)

31. Основные средства. Способы оценки и механизм воспроизводства.

Основные средства – средства организации, вещественные условия предпринимательской деятельности, которые служат более одного года и переносят свою стоимость на производимый продукт.

 

Состав: здания, участки, сооружения, оборудование, машины, транспорт.

Механизм воспроизводства:

§ Приобретение – купля, продажа

§ Износ – физический, моральный

§ Амортизация – перенос стоимости основных средств на создаваемый продкукт

§ Возмещение – списание и замена ОС

Незавершенное строительство: замена зданий и сооружений в форме капитального строительства.

Доходные вложения: вложения в недвижимость, произведения искусства

Долгосрочные финансовые вложения: вложения в ценные бумаги.

 

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве про­дукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления орга­низацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает год.

Основные средства можно подразделить по отраслевому признаку, что позволяет определить их стоимость в каждой отрасли:

Промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт и тд.

По назначению основные средства организации подразделяются:

производственные основные средства основной деятельности

производственные основные средства других отраслей

непроизводственные основные средства

По видам основные средства организаций подразделяются на:

здания - производственные и вспомогательные корпуса

сооружения - мосты, заграждения, эстакады, передающие антен­ны, нефтяные и газовые скважины

передаточные устройства - трубопроводы, различные линии связи

машины и оборудование - рабочие и силовые машины и оборудо­вание, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника

транспортные средства

инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и при­надлежности

рабочий, продуктивный и племенной скот

многолетние насаждения

капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушитель­ные, оросительные, другие мелиоративные работы) и в арендован­ные объекты основных средств

земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), находящиеся в собственности органи­зации

прочие основные средства

В зависимости от роли, которую основные средства играют в процессе производства принято выделять:

Активную часть – это такие основные средства, которые непосредственно участвуют в процессе производства и влияют на выпуск продукции. (Машины, оборудования, транспортные средства)

Пассивная часть включает основные средства, непосредственно не участвующие в процессе производства. (Здания, сооружения, передаточные устройства)

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

в эксплуатации

в запасе (резерве)

в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации

на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные сред­ства подразделяются на:

объекты основных средств, принадлежащие организации на пра­ве собственности (в том числе сданные в аренду)

объекты основных средств, находящиеся у организации в опера­тивном управлении или хозяйственном ведении

объекты основных средств, полученные организацией в аренду

В деятельности организации, используются следующие виды оценки:

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, а также созданных на предприятии, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов. Кбал = Ц + Ктр + Км,, где Кбал – первоначальная (балансовая) стоимость основных средств, тыс. руб; Ц – стоимость оборудования (цена), тыс. руб.; Ктр - стоимость транспортных расходов по доставке оборудования, тыс. руб.; Км - стоимость монтажа и запуска оборудования, тыс. руб.. По полной первоначальной стоимости основных средств определяют размеры и нормы амортизации, налога на имущество, а также рентабельность, прибыль, показатели фондоотдачи и др. Однако полная первоначальная стоимость не отражает изменения условий и затрат производства при выпуске основных фондов.

Восстановительная стоимость - это стоимость аналогичных основных фондов в действующих условиях воспроизводства (при сложившемся на данный момент уровне рыночных цен и уровне научно-технического про­гресса). Восстановительная стоимость важна для определения величины затрат, которые потребуются на замену фондов. Она складывается из тех же элементов, что и первоначальная стоимость. Квос= Кост • kn,, где Кост – остаточная стоимость; knкоэффициент пересчета. Оценка по первоначальной или восстановительной стоимости за вычетом износа характеризуют остаточную стоимость основных средств на текущий период их функционирования. Чем дольше функционируют основные средства, тем меньше их остаточная стоимость.

Полная сто­имость — это стоимость новых фондов.

Остаточная стоимость — это стоимость их с учетом износа. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности основных фондов, планировать их обновление и ремонт и определяется по формуле: где Тсл – длительность эксплуатации основных средств на момент определения Кост, а – норма амортизации, %

Ликвидационная стоимость — возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации.

Балансовая стоимость — это вид оценки, по которой основные средства отражаются в балансе. В коммерческих организациях балансовая стоимость равна остаточной восстановительной.

Рыночная стоимость — вид оценки, отражающий сложившееся соот­ношение спроса и предложения.

Один и тот же объект основных средств характеризуется сразу двумя видами оценки.

Амортизация — механизм погашения (переноса на готовую продукцию) стоимости объектов основных средств. Амортизация как экономическая категория отражает износ основных фондов и связана с воспроизводством (сумма амортизации должна быть достаточной для замены изношенных основных средств на новые аналоги).

Объектом амортизации являются основные средства, имеющие ограниченный срок полезного использования (у земли, срок полезного использования не ограничен и по этому она не подлежит амортизации).

Сроком полезной эксплуатации основных средств является период, в течение которого предприятие предусматривает использовать соответствующий объект, или количество единиц продукции (услуг), которые предприятие ожидает получить от его использования. Срок полезного использования объектов основных средств определяется самим предприятием.

Для начисления амортизации предприятия могут применять:

Линейный метод, является традиционным для Российских предприятий и позволяет равномерно переносить стоимость основных средств на готовую продукцию. Рассчитывается по формуле: Аtлин. = Fпервонач. * Нлин. / 100, где Аtлин. – готовая сумма амортизационных отчислений, Fпервонач. – первоначальная стоимость объекта основных средств, Нлин. – норма амортизации. Нлин. = 100/ СПИ, где СПИ – срок полезного использования основных средств.

Метод суммы чисел срока полезного использования, при этом методе готовая сумма амортизации уменьшается из года в год. Он обеспечивает полное возмещение стоимости основных фондов. Аtс.ч.л. = Fпервонач. * Нс.ч.л. / 100, где Аtс.ч.л. – готовая сумма амортизационных отчислений, Fпервонач. – стоимость объекта основных средств, Нс.ч.л. – изменяющаяся по годам норма амортизации. Нс.ч.л. = (Т-t+1) / (1+2+…+Т) = (2 (Т-t+1)) / (Т(1+Т)), где Т – срок полезного использования, Т-t+1 – число лет, оставшихся до истечения срока службы объекта основных средств.

Метод удельного остатка, в этом методе амортизационные отчисления не возмещают полностью стоимость основных средств. Аtум.ост. = Ft ост.* Нум.ост. * k / 100, где Аtум.ост – готовая сумма амортизационных отчислений, Ft ост. – остаточная стоимость объекта основных средств на начало отчетного периода, Нум.ост. – норма амортизации, k – коэффициент ускорения.

Метод списания стоимости пропорционально объему продукции, амортизационные отчисления играют роль переменных издержек, что позволяет снизить постоянные затраты и уменьшить операционный леверидж, а значит и риск. АtQ = Fпервонач. * Qt / Q, где Fпервонач. – первоначальная стоимость основных средств, Qt – натуральный показатель объема продукции в отчетный период, Q – предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования.

Метод ускоренной амортизации. В Российской практике используется ускоренная амортизация, которая введена в целях финансовой устойчивости для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения в производство эффективных машин и оборудования, а так же в повышение заинтересованности предприятий в ускорение обновления и техническом развитии активной части основных производственных фондов.

Метод замедленная амортизация

Переоценка основных фондов, подлежат все основные фонды:

находящиеся в собственности предприятия

их хозяйственном ведение

оперативном управление и долгосрочной аренде с правом выкупа независимо от технического состояния

действующие и неиспользуемые

находящиеся на консервации

находящиеся в резерве

подготовленные к списанию, но неоформленные соответствующими актами

и др.

Наряду с полной восстановительной стоимостью основных средств при переоценке определяется их остаточная восстановительная стоимость, то есть стоимость основных средств после переоценки с учетом начисленной амортизации.

Не подлежат переоценке стоимость земельных участков и объектов природопользования.

Переоценка производится с использованием двух методов:

Индексный метод предполагает применение индексов изменения стоимости основных средств, разработанных Госкомстатом РФ.

Экспертный метод, или метод прямого пересчета балансовой стоимости в восстановительную, соответствующую рыночному уровню цен, заключается в использование документов подтвержденных производителем.

Ремонт основных средств - производственный процесс по восстановлению основных первоначальных качеств средств труда путем устранения неисправностей и замены изношенных или поврежденных частей. Различают:

капитальный и текущий (средний, малый) ремонты;

послеремонтовый ремонт;

планово-предупредительный ремонт.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.