Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧЕВОГО ПОТОКА



Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные единицы членения речевого потока.

2. Укажите основные признаки фразы как самой крупной фонетической единицы.

3. Что представляет собой интонация? Укажите основные элементы (компоненты) интонации и охарактеризуйте их сущность.

4. Дайте определение такта и разъясните соотношение такта со словом.

5. В чем состоят явления проклизы и энклизы?

6. Что представляет собой слог, какими звуками он образуется?

7. Как классифицируются слоги по месту в них слогообразующего элемента? Дайте определение открытого / закрытого и прикрытого / неприкрытого слогов.

8. Что представляют собой дифтонги и монофтонги?

9. Дайте определение восходящего и нисходящего дифтонгов.

10. Разделите на такты и слоги следующие русские фразы:

Слоги разделяются на звуки.

Слог состоит из одного или нескольких звуков.

Хорошо бы сходить сегодня в кино.

11. Выделите в приведенных фразах случаи проклизы и энклизы. Охарактеризуйте в соответствии с признаками, названными в пункте 7, все слоги приведенных фраз.

 

ТЕМА 8

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОНОЛОГИИ

Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 32 – 37, 62 – 63.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 44 – 50, 53 – 66.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 72 – 75, 82 – 87, 106 – 108.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему фонема не может быть отождествлена со звуком? В каком отношении находятся фонема и звук?

2. Проиллюстрируйте выведение фонемы как необходимого для коммуникации минимума признаков звукотипа на материале известных Вам иностранных языков.

3. Сформулируйте и проанализируйте определение фонемы.

4. Что понимается под исчисляемостью фонемы? Покажите, что звукотип в принципе неисчисляем.

5. Почему, говоря о фонемах, необходимо указывать, какому языку они принадлежат?

6. Что понимают под РП фонем?

7. Перечислите функции фонемы соответственно концепции Н.С. Трубец­кого и разъясните, в чем они состоят.

8. Каким приемом вскрывается смыслоразличительная функция фонемы? Проиллюстрируйте смыслоразличительную функцию фонемы на материале изучаемого иностранного языка.

9. Какие типы дистрибуции языковых единиц Вам известны? Дайте определение этих типов дистрибуции.

10. Укажите, какой тип дистрибуции представляют выделенные звуковые единицы в следующих парах русских слов: сом – сам, вал – вял, ток – тёк, пар – паровой, вал – дал, ток –тон, дуб – дубить, тон тональный, вес – о весе, груз – грузило, собак – табак, [ч'иетв’ерк] – [ч'иет’в’ерк], [господи] – [ɣосподи].

11. Установите, почему для фонологии необходимо различать понятия фонемы и аллофона. На материале задания 10 укажите, в каких аллофонах реализуются русские фонемы /а/, /о/, /б/, /з/, /т/.

12. Выделите РП согласных фонем русского и изучаемого иностранного языка.

13. Какие признаки в фонологии называются интегральными? Характеризуют эти признаки фонемы или аллофоны?

14. Что понимают под оппозицией фонем?

15. Выделите основные аспекты характеристики оппозиций фонем по Н.С. Трубецкому. Опишите типы оппозиций, выделенных Н.С. Трубецким в каждом из аспектов.

16. Укажите, какие из приведенных далее оппозиций русских фонем являются одномерными: /ш/ : /ж/, /ф/ : /ш/, /ф/ : /ф'/, /т/ : /с/, /т/ : /д/, /д/ : /з/, /о/ : /у/, /ы/ : /у/.

17. Укажите, какой тип отношения представлен между членами следующих оппозиций русских фонем: /ш/ : /ж/, /ф/ : /х/, /х/ : /к/, /ш/ : /ш’/, /т/ : /с/, /а/ : /о/ : /у/, /ы/ : /у/.

18. Укажите основные случаи постоянных и нейтрализуемых оппозиций фонем в русском и изучаемом иностранном языке.

19. Охарактеризуйте в терминах системы Н.С. Трубецкого все оппозиции русской фонемы /б/ и фонемы /b/ изучаемого иностранного языка.

20. Выявите основные положения системы фонемных оппозиций А.А. Ре­форматского и сравните эту систему с системой Н.С. Трубецкого.

21. Укажите основные принципы дихотомической фонологии. Разъясните разницу между матрицей фонем и их деревом.

22. Что понимают под супрасегментными фонемами? Приведите не менее пяти примеров смыслоразличительной функции русского ударения. Сравните русское ударение в отношении его смыслоразличительной функции с ударением изучаемого иностранного языка.

23. Как соотносятся друг с другом понятия позиции и дистрибуции аллофонов?

24. Что понимается под нейтрализацией фонемной оппозиции? Какое содержание вкладывал Н.С. Трубецкой в понятие архифонемы?

25. В чем заключается некорректность понятия «звуковой процесс»?

26. Проанализируйте определение редукции, найдите в нем указания на традиционные понятия качественной и количественной редукции.

27. Какие типы редукции принято различать в зависимости от позиции безударного аллофона?

28. Охарактеризуйте выделенные далее случаи редукции в русском языке: самовар, пропаганда, пятерочник, сад, лаз, кровь.

29. Укажите основные случаи редукции в изучаемом иностранном языке.

30. Какой тип аллофонического варьирования называется ассимиляцией? Проанализируйте определение ассимиляции.

31. Перечислите основные классификационные признаки ассимиляции и разъясните их сущность.

32. Охарактеризуйте относительно классификационных признаков выделенные далее случаи ассимиляции в русском языке: развал, сшить, рассудок, [с’м’ет’], вёл, сторожка.

33. Укажите основные случаи ассимиляции в изучаемом иностранном языке.

34. Как явления редукции и ассимиляции соотносятся с нейтрализацией фонемных оппозиций?

35. Укажите важнейшие различия между концепциями московской и с. пе­тербургской (ленинградской) фонологических школ.

 

ТЕМА 9







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.