Здавалка
Главная | Обратная связь

ВВЕДЕНИЕ В ФОНЕТИКУ



Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 25 – 32.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 35 – 39.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем обусловлены три пути абстракции от конкретных звуков и какие три раздела фонетики принято в этой связи различать?

2. Что представляет собой звук с точки зрения акустики?

3. Определите понятия высоты, силы и тембра звука.

4. Чем определяется тембр звука?

5. Что такое обертоны?

6. Как возникают форманты звуков?

7. Как генерируются тоны и шумы?

8. В чем состоит условность термина «речевой аппарат»?

9. Укажите основные части речевого аппарата и охарактеризуйте их функции при артикуляции звуков.

10. Что называется артикуляцией?

11. Определите понятие «артикуляционная база».

12. Чем различаются активные и пассивные органы речи? Является данное деление постоянным или относительным?

13. Укажите место артикуляции следующих звукотипов (даны в латинской транскрипции): [l], [p], [g], [ʃ], [w], [j], [h], [f].

14. Укажите объективные свойства звуков речи, изучаемые экспериментальной фонетикой.

15. Охарактеризуйте методы экспериментальной фонетики относительно следующих классификационных критериев:

а) самонаблюдение и наблюдение за чужой речью,

б) применение инструментов и приборов,

в) непосредственное изучение звуков и опосредованные методы их изучения,

г) физиология звуков и их акустические свойства,

д) статическая и динамическая картина звука.

16. В чем заключается кимографическая, осциллографическая и спектрографическая методика изучения звуков речи?

17. Объясните, почему запись звучащей речи на магнитную ленту (или иной носитель) не может считаться методом изучения звуков речи. Какую роль играет звукозапись в изучении звуков речи?

 

ТЕМА 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ

Дополнительная литература

Степанов Ю.С. Семиотика. – М., 1971. – С. 48 – 52.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 63 – 71.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 110 – 120.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему в языкознании не говорят о конкретных звуках? Объясните причины неповторимости конкретного звука.

2. Дайте определение понятия «звукотип».

3. Назовите и охарактеризуйте три пути абстракции от звуков речи.

4. Что значит «расклассифицировать звукотипы»? В чем состоит объективная возможность классификации звукотипов? Укажите основные варианты их классификации.

5. Объясните, почему в фонетике приходится прибегать к акустическим и артикуляционным критериям классификации звукотипов.

6. В чем сущность деления звукотипов на гласные и согласные? Какое противоречие связано с этим делением? Обратите внимание на основания данной классификации.

7. Укажите первичные классификационные признаки гласных. Дайте характеристику первичных классификационных признаков гласных в акустических и артикуляционных терминах. Примените эти признаки к системе гласных изучаемого иностранного языка.

8. Определите, какие гласные имеют в виду, говоря: «гласный переднего ряда верхнего подъема», «гласный среднего ряда среднего подъема» и «гласный заднего ряда нижнего подъема».

9. Разъясните сущность пространственного моделирования первичных признаков вокализма. Покажите, какие элементы геометрических фигур ставятся в соответствие каждому из первичных признаков гласных.

10. Укажите вторичные классификационные признаки гласных и охарактеризуйте их в акустических и артикуляционных терминах.

11. Определите, какие гласные имеют в виду, говоря: «гласный переднего ряда верхнего подъема огубленный», «гласный заднего ряда среднего подъема огубленный», «гласный переднего ряда среднего подъема неогубленный напряженный».

12. Охарактеризуйте гласные изучаемого иностранного языка относительно вторичных классификационных признаков.

13. Укажите первичные классификационные признаки согласных. Дайте характеристику первичных классификационных признаков согласных в акустических и артикуляционных терминах. Примените эти признаки к системе согласных изучаемого иностранного языка.

14. Определите, какие согласные имеют в виду, говоря: «согласный смычно-взрывной заднеязычный», «согласный фрикативный переднеязычный межзубный», «согласный носовой губный».

15. Укажите вторичные классификационные признаки согласных и охарактеризуйте их в акустических и артикуляционных терминах.

16. Определите, какие согласные имеют в виду, говоря: «согласный смычный переднеязычный звонкий», «согласный фрикативный губно-зубный глухой палатальный», «согласный смычно-взрывной заднеязычный глухой придыхательный», «согласный аффриката переднеязычный небный звонкий».

17. Охарактеризуйте согласные изучаемого иностранного языка относительно вторичных классификационных признаков.

18. В чем заключается двойственное положение сонантов в системе звукотипов?

19. Разъясните, как понятия центра и периферии системы объясняют двойственность положения сонантов.

20. Покажите сходство сонантов с гласными и согласными (слогообразующими и неслогообразующими) в отношении акустических и артикуляционных свойств.

 

ТЕМА 7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.