Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭЛЕМЕНТЫ ДИАХРОНИЧЕСКОЙ ФОНОЛОГИИ



Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 68 – 70.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 43, 213 – 220.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 107 – 108.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается некорректность термина «звуковой процесс»? Как классифицируются явления, рассматриваемые в диахронической фонологии? Покажите, что эти явления в истинном смысле слова представляют собой процессы как изменения языка во времени.

2. Разъясните, почему диссимиляция при своем внешнем сходстве с ассимиляцией является изменением фонемного состава означающего, но не чередованием аллофонов по законам дополнительной дистрибуции. Покажите это на примере следующих просторечных вариантов: транвай, лыцарь, дилектор, дохтор.

3. Попытайтесь раскрыть взаимодействие диссимиляции и ассимиляции в случаях: детск. полобок вм. колобок, цволочь вм. сволочь в речи черкеса Ибрагима из романа В.Я. Шишкова «Угрюм-река».

4. Какой тип изменения фонемного состава означающего называют диэрезой? В каком отношении друг и другу находятся диэреза и гаплология?

5. Чем различаются стили произношения?

6. Что понимают под эпентезой, протезой, эпитезой и метатезой?

7. Установите, к каким типам изменений фонемного состава означающего принадлежат следующие русские формы: гамазин, аржаной, Левон, [сансаныч], секлетарь, ралек, какава, участник, праздник.

8. Что понимают под звуковым законом?

9. Объясните ограниченность действия звукового закона во времени.

10. Какие типы звуковых законов выделяются в рамках причинно-следст­венного аспекта?

11. Чем обычно объясняют причины комбинаторных звуковых законов?

12. В чем заключается системно-структурный аспект звукового закона? Разъясните понятия «фонологизация», «дефонологизация» и «рефонологизация».

 

ТЕМА 10

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАММАТИКИ

Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 99 – 101.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 125 – 127.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 110 – 111.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 205 – 211.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какими единицами занимается грамматика, в отличие от фонетики? Разъясните, что грамматика занимается знаками на примере рус. форм людям, ходила, наипростейший.

2. Какие два вида объектов изучаются грамматикой?

3. Что понимается под языковым значением?

4. В чем заключается содержательная специфика грамматического значения? На каком типе абстракции основано грамматическое значение?

5. Установите, какие отношения действительности стоят за такими грамматическими значениями, как падеж, число, время, наклонение, лицо, степень качества.

6. Что следует понимать под обязательностью грамматического значения? Покажите, что значение числа обязательно для русского существительного, а значение, передаваемое артиклем, – нет. Проведите аналогичный анализ в отношении значений времени и вида немецкого глагола, в отношении числа и падежа французского существительного.

7. Перечислите все три компонента в определении грамматического значения.

8. В чем состоит классификация грамматических значений по их содержанию?

9. Назовите типы грамматических значений, различающихся своим строением. Выделите семы и граммемы в следующих противопоставлениях: рус. я писал : я пишу; я пишу : мы пишем; я писал : ты писал; я пишу : ты пишешь.

10. Что понимается под грамматической формой и грамматическим способом?

11. Перечислите основные виды грамматических знаков и дайте характеристику каждого из них с указанием на специфику означаемого и означающего.

12. Разберитесь с проблематикой варьирования алломорфов.

ТЕМА 11







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.