Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ



СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем занимается языкознание как наука?

2. Чем обусловлены связи языкознания с другими науками?

3. Что понимается под точными науками, естественными науками, гуманитарными науками?

4. Как языкознание связано с семиотикой?

5. Какие связи имеет языкознание с социологией?

6. Как языкознание связано с историей?

7. В чем состоят связи языкознания с психологией, физиологией и физикой?

8. Как языкознание связано с географией?

9. Какие связи существуют между языкознанием и филологией?

10. В чем состоят связи языкознания с математикой?

11. Какие связи существуют у языкознания с кибернетикой и теорией информации?

12. Попытайтесь установить, какие из указанных связей являются непосредственными, первичными, а какие – вторичными, периферийными.

13. Установите, затрагивают ли указанные связи языкознание в целом или же какие-либо его разделы.

14. Приведите аргументы, доказывающие, что языкознание является гуманитарной наукой.

 

ТЕМА 2

ЯЗЫК СРЕДИ ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 8 – 18.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 9 – 10, 14 – 21.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 21 – 41.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит интеллектуально-коммуникативная функция языка?

2. Укажите важнейшие производные функции языка и разъясните коротко их сущность.

3. В чем проявляется связь языка с социальной структурой общества?

4. Что представляют собой специальные языки? Приведите примеры известных вам жаргонизмов.

5. Как соотносятся по объему язык и мышление?

6. Какие типы мышления Вам известны и как они связаны с языком?

7. Какую роль играет язык в процессе познания действительности человеком?

ТЕМА 3

ОСНОВНЫЕ ЧЛЕНЕНИЯ ЯЗЫКА

Дополнительная литература

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 20 – 24, 154 – 155.

Ельмслев Л. Язык и речь: Пер с франц. // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. – М.: Просвещение, 1965. – С. 111 – 120.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Укажите объективную необходимость членения языкового факта.

2. По каким признакам противопоставил друг другу язык и речь Ф. де Сос­сюр?

З. Какое из соссюровских противопоставлений языка и речи можно считать основным: социальность языка и индивидуальность речи, средоточие в языке существенного и наличие в речи побочного, малосущественного или пассивность человека в отношении языка и его активность в речи?

4. Перефразируйте тезис Де Соссюра «…без языка речь не будет понятна, но речь необходима для того, чтобы установился язык» так, чтобы Вам стало полностью ясно его содержание.

5. Что понимают под текстом? Почему для описания языковых фактов нужно перевести речевые высказывания в тексты?

6. Какое объективное противоречие языкового факта лежит в основе различения системы и нормы языка?

7. В каких отношениях противопоставляются друг другу система и норма языка?

8. Как система и норма языка относятся к речи?

9. Можно ли представить себе ситуацию, когда в языке отсутствуют нормативные, но несистемные («невычисляемые») формы? Вспомните в этой связи о существовании естественных и искусственных языков.

10. Выявите среди приводимых ниже форм те, которые принадлежат системе языка, но не принадлежат его норме; формы из сферы нормы, не имеющие отношения к системе; формы, принадлежащие одновременно системе и норме: носильщик, несун, спустя рукава, ручка, ложка, стенка, в роте = ‘во рту’, занятия = ‘урок’.

11. Соответственно заданию 10 проанализируйте следующие примеры: образование уменьшительного существительного человек человечек; отмеченное в детской речи обозначение большого кузнечика (саранчи) именем, полученным путем обратного образования, кузнек кузнечик; обозначение камеры сердца словом желудочек, словообразовательно вполне очевидно возводимым к слову желудок.

12. Чем различаются понятия нормы и узуса?

Являются ли варианты типа рус. искрá, лóскут, договорá, квáртал нормативными или узуальными?

13. Что такое литературная норма языка? На каком этапе развития языков она формируется?

14. Какое значение имеет различение системы и нормы языка для лингводидактики?

15. Где и под влиянием каких факторов возникают языковые новообразования?

16. Как взаимодействуют при проведении языковых новообразований система и норма языка?

17. Что представляют собой синтагматические и парадигматические отношения?

18. Как противопоставляются друг другу единицы синтагматики и парадигматики?

19. Какое важнейшее свойство языка как системы обеспечивается различением синтагматики и парадигматики?

20. Как различаются обозначения синтагматических и парадигматических единиц?

21. Что понимают под парадигмами и синтагмами?

22. В чем заключается дистрибутивный анализ текста?

23. Выделите все синтагмы в следующих высказываниях:

Вихри враждебные веют над нами.

Я пришелк тебе с приветом.

Под горой текла река прозрачная.

24. Укажите возможные элементы парадигм, в которые входят выделенные слова в предложениях задания 23.

25. Каково минимальное число языковых парадигм? Чем оно обусловлено?

26. Как понимал соотношение синхронии и диахронии Ф. де Соссюр?

27. Почему язык всегда представляет собой равновесие статики и динамики?

28. Раскройте тезис «Язык функционирует и развивается как система».

29. Сравните формы в парах ноганожка, волкволчица и попытайтесь установить, какой согласный: смычный [г], [к] или шипящий [ж], [ч] является в данном случае первичным. Объясните Ваше решение.

30. Какие аспекты членения языкового факта, по Вашему мнению, особенно значимы для практики преподавания языков?

 

ТЕМА 4

ЯЗЫКОВОЙ МЕХАНИЗМ

Дополнительная литература

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 24 – 32.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. – С. 218 – 220, 227, 228 – 229.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 78 – 80.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что в языкознании понимается под знаком? Укажите две стороны языкового знака. Приведите собственные примеры знаков и знаковых ситуаций.

2. В чем состоит закон произвольности знака? Покажите произвольность следующих знаков: кивок головой как знак согласия, рукопожатие как знак приветствия, изображение бокала (рюмки) на упаковке изделия как знак осторожного обращения, красный крест как знак медицинской службы.

3. Разъясните посредством анализа знаковых ситуаций предшествующего задания, что ни один знак не существует изолированно, но всегда предполагает некоторую знаковую систему.

4. Какое соотношение существует между системами означаемых и означающих?

5. Что понимают под нулевым знаком? Почему этот термин не может считаться безусловно удачным. Приведите 2 – 3 примера так называемых нулевых знаков.

6. Каково минимальное число знаков в знаковой системе?

7. Что понимается под структурой знаковой системы? Разъясните, какую роль играет структура для понимания следующих показаний на табло электронных часов: 15.22; 22.15; 22.51. Опишите структуры и элементы всех трех систем, фигурирующих в данном задании.

8. Какие философские категории соответствуют понятиям элемента, системы и структуры?

9. Как следует толковать тезис об идеальности языкового знака?

10. Почему человеческий язык представляет собой динамическую открытую систему? Разъясните смысл термина «открытая система». Покажите, что язык (точнее – его определенные подсистемы) является открытой системой.

11. Что понимается под потенциальной бесконечностью?

12. Назовите особенности устройства языковой системы, обеспечивающие ее открытый характер.

13. Что понимается под асимметри́ей языкового знака?

14. Следствием какого закона знака может считаться его асимметрия?

15. Покажите асимметрию языкового знака на следующих примерах: а) ловкий, проворный, прыткий, б) бухта, в) лом, г) хорошо, прекрасно, великолепно. Приведите примеры языковых знаков с взаимно-однозначным соответствием планов содержания и выражения.

16. Дайте формальные определения синонимии и омонимии в языке.

17. Объясните, почему именно омонимия является решающим условием открытого характера языковой системы.

18. В чем заключается относительная мотивированность языковых знаков? Назовите основные типы относительной мотивированности.

19. Установите, какие типы мотивированности представлены в следующих словах русского языка: перо (‘инструмент для письма’), подоконник, строитель, поднебесье, ключ (к шифру), часовщик, подорожник.

20. Почему можно говорить лишь об относительной мотивированности языковых знаков? Продемонстрируйте это на основе материала предшествующего задания.

21. Что понимается под сложной системой? Приведите примеры сложных систем не из сферы языка, иллюстрирующие универсальность системно-структурного принципа.

22. Какие отношения существуют между элементами одной подсистемы языка и элементами его разных подсистем?

23. Каков смысл терминов «дистрибутивные отношения» и «интегративные отношения»?

24. Что понимается под иерархией языковых единиц? В чем состоит иерархическое отношение таких единиц, как фонема, морфема, слово и предложение.

25. Какие основные типы языковых единиц выделяются по степени их сложности? Что образуют языковые единицы одной степени сложности?

26. В чем состоит роль синтагматических отношений при построении более сложных языковых единиц из более простых?

27. Назовите основные уровни языковой системы и охарактеризуйте специфику составляющих их единиц.

28. Укажите главные различия между словами и морфемами как разными типами языковых знаков.

29. В чем заключается главное различие между языковыми знаками и фонемами?

30. Как отсутствие у фонем содержания обеспечивает возможность построения неограниченного числа языковых знаков?

31. Какой способ кодирования информации представлен в человеческом языке?

32. Чем человеческий язык отличается от сигнальных систем высших животных?

 

 

ТЕМА 5







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.