Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ



ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

 

И МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

 

И

 

НЕКОТОРЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ


 

Массаж и занятия гимнастикой с детьми, перенесшими какое-либо заболевание, еще более необходимы, чем со здоровыми детьми. В связи с этим им назначают комплексы, описанные выше, но с поправкой на состояние здоровья и уровень психомоторного развития. Например, с больным, ослабленным ребенком в возрасте 7 месяцев можно временно проводить комплекс для детей 5-6 месяцев.

 

Кроме того, в зависимости от характера заболевания для устранения раз­ личных болезненных проявлений того или иного нарушения центральной нерв­ ной системы, костно-мышечного аппарата, органов дыхания ребенку назначают дополнительные упражнения, специальный массаж, лечение положением.

 

Заниматься с детьми, перенесшими любое заболевание, надо только с разрешения и под постоянным контролем участкового педиатра, не­ вропатолога, ортопеда или врача лечебной физкультуры.

 

Очень хорошо, когда родители принимают активное участие в про­ цессе лечения своего ребенка. Ниже приводятся методики занятий лечеб­ ной гимнастикой и специальный массаж для детей с некоторыми нару­ шениями состояния здоровья.

 

Однако прежде чем применять указанные методики в домашних ус­ ловиях, следует получить полный инструктаж у специалиста по лечебному массажу и ЛФК. В дальнейшем коррекция занятий ведется по назна­ чению врача в зависимости от состояния здоровья ребенка и умения, успехов родителей при самостоятельных занятиях с малышом. Тяжелые формы заболеваний требуют лечения в медицинских учреждениях.

 

Лишь рано, с первых дней жизни, начатое лечение, правильно подо­ бранные и точно выполненные упражнения помогут устранить наруше­ ния в развитии ребенка, сделать его здоровым, подвижным и эмоцио­ нальным. Упражнения лечебной гимнастики, массаж, лечение положением только тогда дадут желаемые результаты, когда они будут проводиться длительно, регулярно, с постепенным увеличением нагрузки.

Рекомендуемые упражнения могут быть включены в комплекс лечеб­ ной физкультуры, соответствующий возрасту и состоянию здоровья ре­ бенка. Кроме того, в течение дня их следует повторять несколько раз.


 


ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

К сожалению, нарушения функций ЦНС и, как следствие, нарушение мышечного тонуса — самая распространенная патология раннего детско­ го возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволя­ ет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и дви­ гательных навыков.

 

Для начала оцените мышечный тонус ребенка.

 

Вашему ребенку 3-4 месяца.Полностью разденьте малыша и по­ложите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребенку это положение нравится. Он способен в течение нескольких минут удержи­ вать голову и свободно поворачивает ее в стороны. Руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперед. Кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище — прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки (рис. 157).

 
 

 


Рис. 157. Правильное положение на животе ребенка 3—4 месяцев


 

19Х


У детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно сме­ щена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы).

 

Выпрямите ноги ребенка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки.

 

Ребенок свободно перекладывает голову направо и налево, не отда­ вая предпочтения какой-либо стороне.

 

Сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола.

Понаблюдайте за положением вашего ребенка на спине. Вначале убе­ дитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается. Голову ребенок держит по средней линии, свободно поворачивая ее в стороны. Руки уже доста­ точно свободны, ребенок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот. Туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос — подбородок — грудина — пупок — лобок. Правая и левая стороны должны быть симметричны. Ноги согнуты, бедра широко разве­ дены (рис. 158).

 

В случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу.

 

Вашему ребенку 6-7 месяцев.Оцените его физическое развитие вэтом возрасте.

 
 

 

 


Рис. 158. Правильное положение на спине ребенка 3-4 месяцев


 

!')<>


Положите раздетого малыша на живот. Обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Голова свободно поворачи­ вается во все стороны. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз еще прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются (рис. 159). При взгляде сверху позвоночник зани­ мает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево.

 

Лежа на спине, ребенок играет со своими руками и ногами, движе­ ния стали целенаправленными и согласованными. Голова лежит посреди­ не между плечами, легко наклоняется вперед.

 

Малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот.

 

Он начинает садиться. При сидении обратите внимание на спину ребенка — она должна быть прямая (рис. 160).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.