Здавалка
Главная | Обратная связь

Приемы и упражнения, способствующие расслаблению мышц-сгибателей рук, развитию хватательной и опорной функций рук



 

Прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе «эмбриона» или на мяче. При покачивании на мяче вперед старайтесь, чтобы ребенок выс­ тавлял руки перед собой, раскрывая кисти.

 

Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передне- внутренней поверхности), применяют большее количество погла­ живаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод (рис. 166, 167).

 

Используется легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья. Захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребенка движений.

 

Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упраж­ нениями. Причем упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.

 

Упражнения для детей первого года жизни (расположены по степени увеличения сложности).


 


 
 

 

 


Рис. 166. Точечный массаж рук

 

 


Рис. 167. Точечный массаж груди


 


Отведение согнутых в локтях рук,скользя ими по поверхностистола (см. стр. 166)

Отведение согнутой руки вверхв положении ребенка на боку

 

Выведение согнутых рук впередв положении ребенка на животе

 

Отведение выпрямленных рук в стороныв сочетании с потряхи­ванием (вместе и поочередно) (см. стр. 33)

Скрещивание рук на грудис последующим отведением их в сто­роны (см. стр. 39)

«Бокс»— поочередное сгибание и разгибание рук (см. стр. 53)

 

Поочередное поднимание рук вверх (рис. 168)

 

Одновременное поднимание рук вверх

 

•Круговые движения руками (см.стр.71)

 

Сложное движение:согнуть руки в локтях, затем поднять прямыеруки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу).

Вращение предплечий.Руки согнуты в локтях, среднее положениепредплечий — ладони обращены друг к другу (рис. 169), повернуть предплечья наружу (супинировать) — ладони обращены к лицу ребенка (рис. 170), вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий) — ладони обращены ко взрослому (рис. 171).

 

Отведение и разгибание большого пальца руки.Для этого делаютточечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти) (рис. 172).

 
 

 

 


Рис. 168. Поочередное поднимание рук


 


 
 

 


Рис. 169. Вращение предплечий. I момент


 

 


Рис. 170. Вращение предплечий. II момент 208


 
 

 


Рис. 171. Вращение предплечий. III момент

 

 


Рис. 172. Точечный массаж у основания большого пальца


 


Иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точеч­ ного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания (рис. 173). Одновременно с описанными приемами про­ водят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослаблен­ ные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задне-наружной поверхности предплечья).

 

Очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребенка по раз­ личным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладуш­ ки» (рис. 174). , Приучите малыша хлопать по воде во время купания — это наверня­

 

ка понравится ребенку.

 

Захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке — это приятно и полезно (рис. 175).

 

В более позднем возрасте, когда кисть ребенка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («сорока-соро­ ка, кашу варила, деток кормила» — поглаживание по ладошке, «этому — дала, этому — дала» — при перечислении «деток» — массаж пальчиков).

Для развития хватательной функции рукрекомендуется в первыетри месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребенка.

 
 

 


Рис. 173. Массаж пальцев


 


 
 

 


Рис. 174. «Ладушки»

 


Рис. 175, Поглаживание ладошкой


 


А если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ре­ бенка. Очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие пальцы — с противополож­ ной (рис. 176).

 

Потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата ее рукой, или с этой же целью подносят к ребенку яркую звучащую игруш­ ку, побуждая взять ее из разных положений (лежа на спине, лежа на животе, сидя).

 

Для развития опорной функции рукиочень полезно положениеребенка на животе. Если малыш еще плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пеленку.

 

Следите, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался на согнутые руч­ ки и держал кисти раскрытыми. В дальнейшем дети опираются на вып­ рямленные руки, приподнимая туловище.

 

Научите ребенка стоять, а затем и ползать на четвереньках (рис. 177) — это замечательная тренировка опорности рук.

 
 

 


Рис. 176. Правильный захват игрушки


 


 
 

 


Рис. 177. Правильная опора при ползании

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.