Здавалка
Главная | Обратная связь

Гарантии местного самоуправления



Гарантии местного самоуправления — это система средств, мер и условий, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление, а также эффективность системы местного самоуправления в целом.

Гарантии местного самоуправления делятся на экономические, политические, духовные и юридические.

Экономические гарантии — это сложившиеся в Российской Федерации экономические отношения, обеспечивающие возможность осуществления местного самоуправления. В первую очередь это касается плюрализма форм собственности и рыночной экономики. В условиях господства государственной или «общенародной» собственности отсутствуют предпосылки для осуществления реального самоуправления, поскольку экономическая централизация лишает муниципальные образования ресурсной базы, неизбежно ведет к финансовой централизации и превращению местных органов власти в придаток государственного аппарата.

Политические гарантии — это сложившийся в Российской Федерации конституционный строй, подразумевающий приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства, разделение властей, принцип правового государства. В условиях тоталитарных или авторитарных политических режимов самоуправление попадает под политический и административный контроль государства.

Духовные гарантии — это имеющаяся в обществе система идей и ценностей, одной из которых является самоуправление. Местное самоуправление не станет эффективным, пока социальная ценность самоуправления не будет в полной мере воспринята населением. Самоуправление предполагает широкое вовлечение населения в решение местных задач, развитие собственных гражданских инициатив в сфере местного самоуправления, в широком смысле — формирование в рамках муниципальных образований реальных институтов гражданского общества. Впрочем, развитие гражданской инициативы неотделимо от финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления и повышения уровня жизни населения.

Юридические гарантии — это система правовых средств, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление, эффективность системы местного самоуправления в целом, а также эффективность отдельных ее элементов.

Гарантии местного самоуправления можно разделить на следующие группы.

I. Гарантии самостоятельности местного самоуправления

Основной гарантией является конституционное закрепление главных внутренних признаков местного самоуправления — автономности, самостоятельности, независимости.

Нормы о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, содержатся в главе I Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» и не могут быть изменены в рамках действующей Конституции.

В Федеральном законе 1995 г. содержалась гарантия местного самоуправления, заключающаяся в запрете на ограничение прав местного самоуправления, установленных в Конституции Российской Федерации и данном Федеральном законе.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такой гарантии не содержит. Впрочем, в нем воспроизводится общая конституционная гарантия от необоснованного ограничения прав и свобод. Установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Важной гарантией местного самоуправления является норма ст. 131 Конституции Российской Федерации о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Гарантией от произвольного расширения обязанностей местного самоуправления является конституционная норма о том, что наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется только с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Часть 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» развивает конституционную норму, указывая, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Из определения муниципального правового акта, содержащегося в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует другая важная гарантия: государство признает за муниципальными образованиями право издавать правовые акты, а исполнение данных актов обеспечивается принудительной силой государства. Частью 3 ст. 7 этого Закона установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Общая норма об ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов в федеральном законодательстве отсутствует, да и необходимости в ней нет. Ответственность установлена за неисполнение муниципальных правовых актов, принятых в конкретных сферах. Например, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность в том числе и за нарушение актов законодательства о налогах и сборах, принимаемых органами местного самоуправления.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, также подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования (ч. 7 ст. 22 и ч. 7 ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

II. Гарантии, обеспечивающие ресурсную базу местного самоуправления

Во-первых, муниципальная собственность закреплена в Конституции Российской Федерации в качестве одной из самостоятельных форм собственности, которая признается и защищается наряду с государственной и частной. На практике это означает, что государство не вправе произвольно изымать имущество у муниципальных образований.

Во-вторых, у муниципальных образований имеются самостоятельные местные бюджеты, закрепленные законом доходы бюджета, право устанавливать местные налоги и сборы.

В-третьих, муниципальные образования в соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом Российской Федерации имеют право на компенсацию дополнительных расходов или уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В-четвертых, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляют право муниципальных образований на финансовую помощь со стороны государства в случае недостаточности собственных средств для осуществления минимально необходимых расходов.

III. Гарантии защиты права на местное самоуправление

Существуют три основных способа защиты права на местное самоуправление.

1. Государственная защита прав и свобод.Конституция Российской Федерации относит вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71) и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72), что свидетельствует о важности этих вопросов для Российского государства.

Из ст. 2 Конституции Российской Федерации следует, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Согласно ст. 18 Основного закона права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право на местное самоуправление как конституционное право должно защищаться наряду со всеми прочими. В большинстве случаев для получения от государства защиты права на местное самоуправление соответствующие субъекты должны заявить о нарушении своих прав, обратившись в уполномоченный орган или в суд. Однако государство само вправе предпринимать меры по защите прав граждан. В частности, это относится к прокурорскому надзору, уголовному и административному преследованию, а также к конституционно-правовой ответственности перед государством.

Для защиты права на местное самоуправление у государства имеется широкий арсенал средств.

Во-первых, органы законодательной власти создают надлежащую правовую базу для осуществления местного самоуправления и защиты прав граждан в процессе осуществления местного самоуправления.

Во-вторых, органы исполнительной власти обязаны обеспечивать реализацию права на местное самоуправление в процессе осуществления государственного управления.

В-третьих, правоохранительные органы осуществляют деятельность органов по выявлению правонарушений и преступлений в сфере местного самоуправления, что, в частности, относится к надзорной деятельности Прокуратуры.

В-четвертых, гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на местное самоуправление, является Президент Российской Федерации.

В-пятых, Уполномоченный по правам человека принимает меры по защите права на местное самоуправление.

В-шестых, можно назвать деятельность судов по осуществлению правосудия.

В-седьмых, привлечение органов и должностных лиц к конституционно-правовой ответственности перед государством связано с грубым нарушением прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, государство защищает право граждан на местное самоуправление от его нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления.

В-восьмых, осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления связано с защитой прав граждан в чрезвычайных обстоятельствах или с неэффективной деятельностью органов местного самоуправления, принимающих решения, ведущие муниципальные образования к финансовому краху.

2. Судебная защита права на местное самоуправление.Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Более того, право на судебную защиту как гарантия местного самоуправления прямо закреплено в ст. 133 Конституции Российской Федерации.

Судебный механизм защиты нарушенных прав является наиболее универсальным и эффективным. В судебном порядке можно защищать свои права в случае их нарушения неограниченным кругом субъектов: физическими и юридическими лицами, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления.

Право на местное самоуправление в судебном порядке может защищаться как органами и должностными лицами местного самоуправления, так и гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право обращаться в соответствующие суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предусматривает право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Впрочем, известен случай, рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы администрации муниципального образования.32

Граждане вправе обращаться за защитой права на местное самоуправление в суды общей юрисдикции, а если их право нарушено законом, подлежащим применению в конкретном деле, — в Конституционный Суд Российской Федерации.

В суде могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, а также действия (бездействие), нарушающие права на местное самоуправление.

Необходимо особо отметить, что граждане вправе обжаловать решения органов местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты.

3. Самозащита права на местное самоуправление.Граждане вправе предпринимать широкий круг мер по самозащите права на местное самоуправление:

1. отзыв выборных лиц местного самоуправления;

2. обращение за государственной защитой права, в том числе обращение в суд;

3. это защита своих прав через обращения в органы местного самоуправления;

4. защита прав через массовые гражданские акции (митинги, демонстрации и т. д.) и через самоорганизацию граждан и механизмы гражданского общества (обращение в неправительственные, общественные организации, средства массовой информации и т. д.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.