Здавалка
Главная | Обратная связь

Состав компетенции муниципальных образований



Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет понятия «вопрос местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления».

Вопросы местного значения Закон определяет как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В отличие от Федерального закона 1995 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распределил вопросы местного значения между уровнями муниципальных образований.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2. установление официальных символов муниципального образования;

3. создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4. установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5. организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6. принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7. учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8. осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9. иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно. Подчеркивается, что подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Предложенная законодателем трактовка предметов ведения муниципальных образований и полномочий органов местного самоуправления представляется несколько непоследовательной.

Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавший с 1991 по 1995 год, содержал компетенцию конкретных органов местного самоуправления (советов и местных администраций). Понятие «вопросы местного значения» в нем лишь упоминалось и означало совокупность вопросов, находящихся в компетенции органов местного самоуправления.

Термин «предмет ведения» в отношении вопросов местного значения впервые употреблен в Федеральном законе 1995 г. Под ним понимались вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом 1995 г., законами субъектов Российской Федерации. Однако вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия трактовались в ст. 6 данного Закона как «предметы ведения местного самоуправления».

Фактически вопрос местного значения в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также трактуется как предмет ведения, т. е. сфера общественных отношений, подлежащая регулированию на том или ином территориальном уровне. Между тем установление официальных символов муниципального образования, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, иными словами, вопросы, требующие принятия нормативных актов, рассматриваются законодателем как полномочия, а установка указателей с названиями улиц и номерами домов — как вопрос местного значения.

Вопрос местного значения — это прежде всего вопрос, подлежащий решению, а не регулированию. Принятие органами местного самоуправления нормативных актов носит характер административного нормотворчества, а не полноценного законодательного регулирования.

Строго говоря, существуют только три категории вопросов местного значения, они поименованы в Конституции Российской Федерации: вопросы исключительного ведения Российской Федерации; совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; исключительного ведения Российской Федерации.

В отношении муниципальных образований более корректно, на наш взгляд, говорить о полномочиях. Постановка вопроса о полномочиях и компетенции территориального образования вполне правомерна. Аналогичным образом в Конституции Российской Федерации употребляются термины «полномочия Российской Федерации», «полномочия субъектов Российской Федерации». Искусственное разделение вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления создает очень опасную иллюзию возможности масштабного правового регулирования на местном уровне вопросов местного значения. Между тем основная тяжесть по регулированию данных вопросов лежит на Российской Федерации и ее субъектах. На уровне муниципальных образований лишь осуществляются конкретные полномочия, в том числе ограниченные полномочия по изданию нормативных актов.

По существу, в уставе муниципального образования необходимо лишь разделить вопросы местного значения — полномочия муниципального образования между органами местного самоуправления.

Перечень вопросов местного значения, содержащийся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные образования обязаны принимать к своему ведению данные вопросы, а органы государственной власти в свою очередь обязаны передать муниципальным образованиям необходимое имущество и оказывать финансовую помощь, если для решения этих вопросов у муниципальных образований недостаточно собственных средств.

Помимо вопросов местного значения в компетенции муниципальных образований может находиться целый ряд вопросов.

Прежде всего необходимо отметить вопросы так называемой остаточной компетенции. Органы местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Данные вопросы должны быть закреплены в уставе соответствующего муниципального образования, поскольку именно в уставе закрепляются полномочия органов местного самоуправления.

Вопросы остаточной компетенции могут решаться органами местного самоуправления только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации). Таким образом, органы государственной власти не обязаны оказывать органам местного самоуправления финансовую помощь в связи с недостаточностью в местном бюджете средств на реализацию вопросов остаточной компетенции.

Кроме того, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает передачу части полномочий между органами местного самоуправления разных уровней по следующим правилам:

1. полномочия передаются на основании соглашения, заключаемого на определенный срок;

2. соглашение должно предусматривать порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, и финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Таким образом, распределение вопросов местного значения, содержащееся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не является единственно возможным, допускается его корректировка применительно к условиям конкретной местности.

Однако механизм передачи полномочий недостаточно проработан. Соглашение о передаче полномочий заключается конкретным органом местного самоуправления, в большинстве случаев это будет исполнительный орган. Исполнение соглашения осуществляется за счет средств местного бюджета, который утверждается представительным органом. Между тем соглашение о передаче полномочий не проходит процедуру согласования с другими органами местного самоуправления. Возможна ситуация, при которой соглашение будет заключено, а средства на субвенцию не будут заложены в местный бюджет.

Не вполне ясно, какие именно финансовые санкции будут предусматриваться в соглашениях. Соглашение носит административный, а не частноправовой характер. Однако бюджетное и административное законодательство не содержит необходимого инструментария, оно направлено прежде всего на компенсацию потерь бюджета и привлечение виновных лиц к ответственности. В данном случае имеются два формально равных субъекта — органы местного самоуправления, не обладающие в отношении друг друга правом принуждения.

Гражданское законодательство также не распространяется на отношения двух органов местного самоуправления в части исполнения полномочий. Отношения сторон, связанные с обеспечением исполнения обязательств, выпадают из какого-либо правового регулирования, что нельзя признать удовлетворительным.

В компетенции муниципальных образований также находятся отдельные государственные полномочия (подробнее данный вопрос будет рассмотрен в § 3 настоящей главы).

Таким образом, компетенция муниципальных образований включает в себя вопросы местного значения, принятые муниципальным образованием к своему ведению вопросы остаточной компетенции, вопросы, переданные органами местного самоуправления других муниципальных образований и переданные органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.