Здавалка
Главная | Обратная связь

АГНОСТИЦИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ



Большинство философов утвердительно решало вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составить верное отражение действительности.

Существует ряд мыслителей, которые оспаривают возможность исчерпывающего познания мира.

Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) — это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Сам термин “агностицизм” был введен в конце 19 в. английским естествоиспытателем Гексли, но агностики заявили о себе еще во времена античности. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Софисты — учителя мудрости должны были научить каждого, обратившегося к ним, убедительно доказать или опровергнуть любую точку зрения. В основе их учения присутствует убеждение в отсутствии истинности и закономерности.

К самым ярким представителям агностицизма относят Д.Юма и И.Канта. Юм был уверен в том, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом, и мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы. Кант называл недоступный нашему познанию объективный мир “вещью в себе” и настаивал на принципиальной границе между действительностью и познанием. Мир явлений (феноменов) — “вещей для нас” ничего не говорит о мире ноуменов — “вещей в себе”, которые согласно Канту, находятся вне пространства и времени.

Важно отметить, что агностические концепции появляются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но и из столкновения человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером ее отражения в сознании человека. Материальный объект и сознание человека постоянно изменяется.

Поэтому абсолютно точно познать эти объекты невозможно. Познавательные возможности человека ограничены своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможно изучение микромира. Признанные истинными знания с течением времени оказываются ошибочными. Скептицизм, первоначально возникший как направление древнегреческой философии, по своей сути был обращен к тому, чтобы все подвергать сомнению и недоверию. Скептики не допускали возможности достоверного знания, отвергали причинность а мире, отвергали все нормы и законы, не верили в существование добро и зла. Они сомневались а возможности или продуктивности каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицали способности человека к познанию. Всех, кто не разделял убеждений скептиков, считали догматиками и глупцами. Возникновение скептицизма связывают с именем Пирона (4 а. до на.). Резкое противопоставление знания, основанного на доказательстве и субъективной чистой видимости является, начиная с Пирона, самой главной чертой скептицизма. Так как все течет и меняется, то, согласно мнению скептиков, следует воздержаться от всех суждений. Вещи неразличимы, не исследуемы и неопределимы. Ни наши ощущения, ни наше мышление не являются ни истинными, ни ложными, им не следует верить. Мир настолько изменчив, что, невозможен сам факт передачи своих знаний другому.

Однако скептицизм, сохраняя за собой критическую направленность, может выступать, поддерживая идеи свободомыслия, подвергая сомнению теологические и догматические истины. В более широком смысле скептицизм можно рассматривать как метод, предполагающий возражение против принятого и устоявшегося.

Несмотря на однотипность, между скептицизмом и антагонизмом существует разница. Антагонизм, отрицая познаваемость реальности, не отрицает возможности теоретического знания и возможности иметь суждения. Агностицизм естествоиспытателей признает наличие творческой проблемы.

 

 

ОБЩЕСТВО

Общество можно характеризовать как обособившуюся от природы часть материального мира, характеризующуюся целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Основы общества - конвенция, договор, одинаковая направленность интересов. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках. Основной родовой признак общества — материальная природа, объединяющая его со всей природой. К родовым признакам относятся: системность, причинность, движение, развитие, пространство и др. Видовыми признаками общества являются: люди с развитым сознанием, система управления и организации, нормы и принципы жизни, общественные отношения, мыслительная и практическая деятельность.

Выделяют объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная — то, что существует независимо от воли и сознания людей: условия жизни, потребности а пище и жилье, состояние материального производства и политической структуры, которые люди не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении.

Субъективная сторона — сознание и воля людей, их отношение к обществу. Субъективные условия развития общества относятся к особенностям социальных действий индивидов, групп, классов или наций. Эти составляющие влияют на судьбу, состояние и развитие общества.

Основными сферами жизни общества являются: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, реализации достижений научно- технического прогресса, реализации производственных отношений людей, обмена деятельностью.

В экономической сфере происходит хозяйственная деятельность страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики и международное сотрудничество. Здесь воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своего труда, реализуются их творческие способности, осуществляется деятельность институтов управления. В экономической сфере взаимодействуют все объективные и субъективные факторы развития экономики.

Социальная сфера — сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных, социально-демографических и национальных слоев населения по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Функционирование соц. сферы связано с удовлетворением особого круга потребностей.

Возможности удовлетворения связаны социальным положением человека, а степень удовлетворения потребностей определяет уровень и качество жизни человека.

Политическая сфера - совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, руководят обществом. Эту сферу представляют государство и его органы, политические партии, профсоюзы, общественные организации.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих власть, Государство осуществляет представительную функцию, регулятивную, охранительную, внешнеполитическую, интеграционную.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями понимаются моральные и религиозные устои, научные теории, знания людей, художественные произведения, моральные нормы поведения и т.д. духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себя географические, национальные религиозные, научные, воспитательные, моральные, и другие особенности развития общества.

 

 

ОЪЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество — особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации.

В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как - то, что породило и окружает человека, а также служит для него объектом познания. Природа — это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. В философском плане природа прежде всего соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.

Понятие «биосфера» для обозначения живой оболочки земли ввел в 1868 г. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гг. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы», сферы разума, преобразующего планету.

Составными частями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Общество также имеет свои составные части: антропосферу, социосферу, биотехносферу. Антропосфера — сфера жизни людей как биологических организмов. Социосфера — область общественных отношений между людьми. Биотехносфера — область распространения технического влияния человечества.

Взаимоотношение природы и общества вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человека). В 20-м столетии резко усилилось во4ействие человека на природу. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности, В результате произошедшей в 20 в. научно- технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу.

Главная проблема антропологического влияния — несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема - проблема охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека. Основные проблемы экологии: истощение недр, загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы - проблема социальной экологии — охрана человека, его‚ здоровья, общества в целом от влияния научно- технического прогресса. Особая проблема при взаимодействии человека и природы — проблема народонаселения, которая с течением времени приобретает все более острый характер и становится главной для человечества, Основной ее аспект — рост населения - ведет к усилению эксплуатации природы; численность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности населения и его потребностями, не хватает материальных средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населения.

Большинство этих проблем приняло глобальный, общепланетарный характер, выйдя за рамки государственных границ, и представляет собой общечеловеческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.