Здавалка
Главная | Обратная связь

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий



максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

 

Необходимо чёткое определение целей, методов организационных форм решения поставленной задачи, т.е. формирование её научных основ.

Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям:

· информатизация правотворческой деятельности;

· информатизация правореализационной деятельности;

· правовое обеспечение процессов информатизации.

 

24. Цели и задачи правовой информатизации­

 

Главными целями правовой информатизации являются:

· информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства;

· информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам

· субъектов, в том числе физических лиц;

· сохранение и структурирование информационного правового поля.

 

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

- разработка основ государственной политики в области формирования и использования

информационно-правовых ресурсов;

- развитие индустрии правовой информатизации;

- координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов Российской

Федерации;

- обеспечение использования общей коммуникационной среды, единого комплекса взаимосвязанных

- информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также поддержка развития сферы правовых

- информационных услуг в условиях рынка;

- организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы;

- обеспечение информационной безопасности, права на информацию;

- обеспечение сертификации и лицензирования информационных ресурсов и информационных услуг в правовой сфере;

- обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином

информационно-правовом пространстве;

- создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших

информационных технологий;

- организация и осуществление международного сотрудничества в области формирования и

использования правовых информационных ресурсов;

- подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой

информатизации.

 

Основной объем работ по обеспечению правовой информацией широкого круга потребителей должны будут выполнять региональные узлы правовой информации. В их функции входит:

 

- получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков;

- организация, накопление, хранение и ведение актов местных органов власти и управления данного

региона;

- организация и осуществление поиска информации по запросам пользователей в локальном и удалённом режимах;

- организация и проведение работ по правовой информатизации региона;

- консультативная помощь потребителям региона по правовым вопросам.

25. Информационно-правовое поле­

 

Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере являются принципиально

открытыми. Исключение составляют информационные ресурсы, отнесённые в соответствии с

законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок доступа к открытым информационным ресурсам определяется держателем банка данных.

Государственные органы, ответственные за формирование и использование правовой информации,

обеспечивают условия для оперативного и полного её предоставления пользователям.

В процессе реализации системы правовой информации необходимо осуществить интеграцию

информационных фондов, банков и баз нормативных актов в общем информационно-правовом поле.

По степени репрезентативности банков нормативных актов в РАСИПО можно выделить 5 уровней:

1-й уровень - эталонные банки правовых актов высших органов государственной власти и управления;

2-й уровень - эталонные банки правовых актов центральных органов федеральной исполнительной

власти Российской Федерации;

3-й уровень - эталонные банки правовых актов государственных органов субъектов Федерации;

4-й уровень - локальные банки правовой информации региональных органов власти и управления;

5-й уровень объединяет локальные, тематические и иные банки и базы данных отдельных организаций, предприятий и учреждений, представляющих широкий круг пользователей.

Вся совокупность эталонных, локальных и тематических банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих интересы России, образует российский интегрированный территориально распределённый банк правовой информации, адекватно отображающий состояния объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

Интегрированная сеть связи как единая материальная база, реализующая всю совокупность

процессов обработки и потребления информации по всем аспектам правовой деятельности, является

важнейшим элементом РАСИПО и обеспечивает функционирование территориально распределённого банка данных и его взаимодействие с внешними системами государств - участников СНГ и международных организаций. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.

Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации должны формироваться из банков

действующих правовых актов, принимаемых Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Исходя из существующего государственно-территориального устройства Российской Федерации,

желания приблизить банк непосредственно к потребителям в регионах, а также учитывая ограниченную пропускную способность каналов передачи информации, целесообразно организовать структуру РАСИПО в виде сети распределённых банков нормативных актов трёх категорий:

· эталонные банки нормативных актов;

· мощные центральные банки для тиражирования нормативных актов и обеспечения информацией о них государственных органов, территорий и регионов России;

· региональные банки нормативных актов для обеспечения правовой информацией регионов и территорий.

РАСИПО как комплексная политематическая система составляет главную часть информационно-правовых ресурсов Российской Федерации и затрагивает интересы всех структур

государства и общества, её мощности должны быть доступны практически всем гражданам России.

Поэтому в рамках организационно-правового обеспечения правовой информатизации необходимо

распределить компетенцию государственных органов по формированию и использованию этих ресурсов, закрепить права и обязанности поставщиков и потребителей информации, защитить права граждан. Альтернатива этому - огосударствление техники, соединение информатики с бюрократической властью, а в итоге - опасность наступления оруэлловской социальной инженерии.

 

26. Правовое обеспечение информатизации­

 

Центры правовой информации, обеспечивая коллективный доступ пользователей к вычислительным ресурсам и предоставляя им услуги по переработке информации, накапливают, хранят и обрабатывают большие объёмы данных. Такая концентрация информации порождает проблему её защиты и использования, связанную с проблемой собственности на информацию, а также с предоставлением пользователю не всех, а только разрешённых ему вычислительных ресурсов и информационных подмножеств.

 

Правовые аспекты защиты информации связаны с соблюдением этических и юридических норм,

предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и предотвращение любой

возможности их использования не по назначению. Для этого необходимо законодательно закрепить следующие принципы:

1. Владелец сертифицированного информационного ресурса несёт ответственность за полноту и

достоверность сопровождаемой информации.

2. Использование информации сопровождается строгим соблюдением требований её защиты.

3. Нарушение требований защиты информации расценивается как несанкционированный доступ к

информации.

4. Несанкционированный доступ к информации влечёт за собой гражданскую и (или) уголовную

ответственность.

5. Должны быть предусмотрены судебные запреты, позволяющие предотвратить нарушение условий

сохранности данных.

6. Граждане имеют право возбудить дело (по индивидуальному или коллективному иску), чтобы

получить компенсацию за фактически причинённый ущерб, если имел место несанкционированный доступ к информации.

Кроме того, правовыми нормами должна быть регламентирована атрибутика официальности

правового акта на магнитном носителе.

Возможно также возникновение ещё одной важной проблемы, от которой зависит будущее правовой

информатизации, - это запрет каких-либо субъектов Федерации на распространение информации и на обмен данными между компьютерными системами. Могут быть выдвинуты разнообразные причины с целью иметь контроль над потоком информации. Это и "необходимость охраны частной жизни граждан", и классический аргумент в пользу "свободы торговли", и любые другие, которые обычно выдвигаются при защите чьих-либо материальных или корпоративных интересов. Такое применение протекционизма, безусловно, сузит сферу использования системы правовой информатизации, ограничит её потенциал. Для преодоления бюрократических препон необходимо законодательное регулирование информационных процессов на уровне Федеративного договора.

 

­Принципы правовой информатизации­

 

Правовая информатизация России должна базироваться на следующих принципах:

· вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;

· создание единой коммуникационной среды, включая системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, республиканские и коммерческие сети связи и передачи данных, в том числе оптоволоконные, спутниковые и т.п.;

· строгое соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи;

· открытость систем, обеспечивающая объединение имеющихся вычислительных ресурсов различных архитектур и возможность дальнейшего их наращивания;

· единство программно-технических, архитектурных, технологических, организационных принципов построения систем правовой информации;

· ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законодательных и нормативных документов;

· обеспечение интерактивного доступа пользователей к интегрированной территориально-распределённой базе данных правовой информации;

· организация многоуровневой защиты информации;

· использование модульного подхода при проектировании вычислительных центров обработки информации, сети телеобработки, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;

· максимальное использование готовых программно-технических решений и функционирующих систем;

· интеграция лингвистических средств, используемых в различных автоматизированных информационных системах;

· исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в информационных технологиях;

· обеспечение чистоты информационных каналов;

· улучшенные эргономические характеристики;

· распространение прогрессивных информационных технологий и перспективных программных продуктов среди абонентов систем правовой информации;

· передача копий эталонных документов через каналы связи в центральную рабочую базу данных правовой информации;

· тиражирование рабочих копий (по установленному регламенту) в базы регионов и других абонентов системы;

· использование технологии объединённого сервера для прозрачного распределения данных;

· широкий набор интерфейсов мультимедиа;

· ведение актуального перечня правовых документов и состава баз данных и их тиражирование для всех пользователей системы;

· выполнение общесистемных функций сбора статистики, обеспечения безопасности, подготовка отчётов о производительности.

При этом следует учесть, что:

информация, однажды введённая в систему непосредственно первоисточником, хранится и

подвергается обработке средствами самой системы до тех пор, пока не утрачивает своих потребительских

качеств;

информация, хранящаяся в системе, предоставляется любому абоненту независимо от его

территориальной удалённости от места хранения при условии соблюдения пользователем требований

единой системной дисциплины доступа к информационным ресурсам.

Реализация указанных принципов позволит обеспечить разумное сочетание принципов

централизованного и децентрализованного управления, а вертикальная и горизонтальная интеграция

систем правовой информации различного уровня будет способствовать эффективному функционированию

системы за счёт быстрого и надёжного обмена данными и координации действий различных её звеньев.

27. Основные задачи правовой информационной системы­

 

Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления и правоохранительные органы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.