Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема возникновения крестово-купольного храма.



С 8-сер9в неблагоприятный период. Арабские завоевания, сокращение территорий, обнищание, сокращение строительства. Нет грандиозных юстиниановских сооружений, а в религии преобладают аскетические мировоззрения (более строгие и единообразные решения интерьеров). Купольные базилики уже не столь удачное решение (ни для литургии, ни конструктивно). Аскетизм, церковь становится скорлупой с толстыми стенами, отрицается множественность отношений (в юстиниановских базиликах было много земных связей), пространство начинает организовываться по плану креста, а не земного бытия. Грабарь: «сер8-9в, нашествие арабов, в это время наступают средние Века, а до это был, хоть и измененный, но древний мир». 600-850г – это период, когда возникают новые базилики (памятники «переходного периода», концепция, созданная Вульфом и Бруновым), что-то среднее между купольной базиликой и крестово-купольным храмом. В основе еще купольные базилики, но они уже изменены, стараются квадрировать, центрироваться, основным становится купол. Храмы становятся меньшего размера, скромнее – сказалось арабское нашествие. Они разбросаны по разным территориям. От всей этой эпохи сохранилось всего 12 памятников и ни один не датирован точно.

Церковь святого Николая в Мирах Ликийских, 8в (н9в). Это купольная базилика «переходного периода». Здесь было его захоронение и мощи, которое в 11в итальянцы украли и перевезли в Бари. Нартекс, 3 нефа, купол ровно посередине, несколько овальной формы. План сильно квадрирован, укорочен. Для купола есть большие столбы, которые переходят в кладку стен (столб имеет отроги, которые переходят в кладку стены). Немного не хватает равновесия (храм станет крестово-купольным, когда купол будет строго посередине, от него будут отходит 4 равных цилиндрических свода). Здесь западная и восточная подпружные арки расширены (с востока больше), с севера и юга арок как таковых нет (они очень узки и не играют тектонической роли). В боковых нефах цилиндрические своды. В плане много ячеек, которыми обстроен центр. Стены утолщаются, внутреннее пространство огораживается плотной скорлупой. Алтарь с нарастающими ступенями (как театрон), такого же типа алтарь был в Святой Ирине, 6в. Еще сохраняется крупность окон, но это не сплошное застекление как это было в Софии.

В результате перестройки ок740г центральная часть купольной базилики Св. Ирины в Константинополе приобретает облик, приближающийся к крестово-купольному типу. К куполу с 4х сторон примыкают цилиндрические своды, с севера и юга перекрывающие пространства над галереями и доходящие до наружных стен храма. Аналогичная структура у Дере-Азы.

Купольная базилика в Дере-Азы, 9в (1п), МА. Базилика с куполом, 3 нефа. Экзонартект, нартекс, который выдвинулся плечами на север и юг. Колонн не было, купол почти в центре, для его поддержания по квадрату поставлены большие столбы. С запада и востока подпружные арки расширены и превращены в цилиндрические своды, они принимали распор купола, и заменяли собой полукупола Софии. Между раздвинутой подпружной аркой и алтарем образовалось пространство, его заняли еще одним цилиндрическим сводом. Распор купола через крестовые своды боковых нефов, идут на стены. Алтарь уже трех частный. В углах формируются маленькие капеллы. Купол слегка овальный, вместе с нефами дает продольность, еще есть базиликальная протяженность. В целом, эта базилика повторяет Ирину, только у нее купол придвинут к алтарю. Вся структура двух ярусная. Аркады на колоннах открываются в центральный неф из боковых. Дере Ази – больше всех похожа на базилики Юстиниановского периода, Миро-Ликийская же более подобна уже крестово-купольному храму. Отсюда вообще не понятно развитие типологии.

Окончательно крестово-купольная система найдена на рубеже 7-8в (это иконоборчество). Купола приподнимают, барабан часто 8гранный (окна либо на каждой грани, либо через одну). Плоские, лежащие купола – это 6в. С 8-9в крестово-купольный тип начинает преобладать. План в виде квадрата с вписанным в него крестом и куполом в центре. 4 мощных столба отмечают углы центрального квадрата, несут купол, который с помощью парусов связан с подпружными арками. Главное пространство развивается в виде креста, его рукава – равновеликие цилиндрические своды, по сторонам света. Прямоугольную внешнюю оболочку здания формируют вспомогательные угловые компартименты и приделы.

Однако появление крестово-купольного храма относится к гораздо более ранней эпохе. Церковь Св. Давида в Фессалониках (Осиос Давид), 2п 5в. Конструктивно и эстетически уже сложившийся крестово-купольный тип. Здесь стоял столпник, на горе. В апсиде мозаики 5в Маэста. Раньше был купол, обвалился. По углам капеллы, над ними тоже купола, 4 равновеликих цилиндрических свода. Подобные небольшие постройки представляют, видимо, провинциальный вариант христианского строительства. Отсюда и теория Краутхаймера: отверг идею «переходного типа», сказал, что разные типологии сосуществовали, просто с уменьшением византийских возможностей и с возрастанием литургических действий появились другие потребности (такой тип удовлетворяет требования христианской символики пространства (крест), это и тема центрической сконцентрированности, и компактность, и отрешенность от земных ассоциаций).

Церковь Пророков, апостолов и мучеников в Герасе, ок 465г. Это христианский восток. Это совершенно центрическое нечто, с плановым крестом внутри, только это не сводчатое сооружение. По квадрату колоннообразные столбы (круглые), опоры идет на 4 стороны, почти одинаково. Здесь выделен пространственный крест. Общий объем кубический. Угол заполняют капеллы, с отдельными сводами. Но это не сводчатое сооружение.

Куманин-джами в Анталии, к6в. Квадратный план, сводов нет, плоская кровля. Ярко выражен центр, над которым был поставлен легкий шатер. Рукава креста перекрыты тоже скатными кровлями (они плоские). Есть 2 этаж, в котором обходная форма. В углах расположены небольшие капеллы, со скатными кровлями.

Далее первые два больших крестово-купольных храма начала 8в.

Церковь Успения в Никее, н8в (или к7в). Уничтожена турками в 1922г. Это важный центр в Азии. Небольшой храм. 3 нефа, 3 апсиды, нартекс, объединенные в круговой обход. Ровно посередине поставлен купол, 4 цилиндрических свода образуют рукава креста. Столбы очень большие, переходят в кладку стен (можно даже сказать, что они образуют эти стены). Входы – это промежутки между ногами столбов. Это однокупольный храм (хотя на плане еще 4 купола над компартиментами). 3 граненые снаружи апсиды. Перед каждой из апсид есть сводики (перед алтарем это вима). В диаконнике и жертвеннике вспарушенные своды, которые образуют плоские купола. Есть небольшая сбивчивость плана. Это одноэтажное пространство. Второй этаж есть только над нартексом, эта галерея не развита, она только по уровню рукава креста, не заходя в боковую галерею. Был монастырский храм, его окружала стена монастыря. Рукава креста приподняты (это видно и снаружи). Купола теперь тоже приподнимают (он граненый). Снаружи позакомарное членение стены, закомары соответствуют сводам (в 6в поверхность стены прятала внутреннюю структуру). Между закомарами плоские контрфорсы – это пилоны (или лопатки). На рукавах креста тройные окна.

Церковь Софии в Салониках, н8в. Сохранилась. Центрирована полностью, кубична в объеме. Ярко выражен пространственный крест вокруг купола, баланс и гармония сил найдены. Купол большой и тяжелый, каменный, опирается на 4 огромных столба (в них даже есть проходы внутри). Эти столбы также образуют основания для сводов рукавов. Столб становится 4х ногим, между ними свое пространство и небольшая капелла. На верху, на 2м этаже в столбе сделана площадка (там могло быть место для медитации и одинокой молитвы). Брунов написал, что храм 5 нефный, но это не правильно. Это щель. Купол приподнят (несколько овальный), здесь есть даже небольшой барабан. Вокруг крестово-купольной системы есть двух ярусный круговой обход, из этого «бокового нефа» можно войти в алтарную часть. Есть некоторая сбивчивость, но все нужное симметрично. Все сводчатое, кроме галерей над боковыми нефами. Алтарь трех частный, несколько уже основной стены. Окна крупные, но это уже далеко не София. Здание начинает больше походить на крепость. Стену подпирают аккуратными контрфорсами (они доходят до высоты начала галерей, так как те перекрыты плоско). Храм очень крупный, ясно устроен, здесь есть обозримость всего. Есть некоторое сохранение традиций: например, в завершении рукава, на самом верху есть позакомарное окно, оно – это аллюзия на люнетные окна Софии, оно маленькое (по высоте), но тоже разделяется на три части колонками. В скуфье мозаика 9в с изображением Вознесения. Лента в барабане – там были изображения, скорее всего, пророков на золотом фоне, но ничего не сохранилось.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.