Здавалка
Главная | Обратная связь

Сербская архитектура 12-14в.



В течение 13-14в подлинная архитектурная школа сложилась в Сербском королевстве. Здесь были распространены разные архитектурные типы, но в 13в в Рашке (центральная сербская область) сформировался оригинальный тип храма, который соединил византийские традиции зодчества и архитектуру сербского Приморья, где сильны были западные влияния. Образцом для рашских церквей стала церковь Богородицы в Студенице, 1186-1196г по заказу Стефана Немани. В более поздних храмах рашского типа (Спаса в Жиче, 1220е, вознесения в Милешево, Троицы в Сопочанах, 1265е) сохраняется та же вытянутая по продольной оси композиция, но увеличивается высота центральной части, увенчанной куполом.

Церковь Богородицы в Студенице, 1186-1196г. Центральная часть храма перекрыта широким куполом, который опирается на выступы стен в углах (компактный крестово-купольный тип), с востока примыкает пониженный 3х частный алтарь, с севера и юга боковые притворы-певницы, с запада – внутренний нартекс и пристроенный позже внешний нартекс с боковыми приделами.

Церковь Вознесения в Милешево, 1223г. Базиликальная вытянутость, все то же. Над огромным притвором купол, фасад, по сравнению со Студеницей, постепенно теряет свою монолитность. Много дополнительных объемов. Декор фигурным кирпичом 9ползучие арочки, ниши).

Церковь св. Троицы в Сопочанах, ок1265г, Сербия. Крестово-купольный, большой базиликальный хвост, 3 нефа, есть нартекс, экзонартекс и кампанилла. Фигурный кирпич (многолопастные ползучие арки, 2е и 3е окна на колонках), 1 большая круглая апсида, небольшие окна. Барабан на кубической надставке, есть некоторая пирамидальность. Перед алтарем большая вима, нартекс и экзонартекс, храм расписан полностью. Приподняты подпружные арки.

В к13 -1п 14в, с одной стороны, традиции Рашской школы продолжают развиваться и обогащаются новыми конструктивными и стилистическими чертами (храм монастыря Пантократора в Дечанах, 1327–1335г); с другой стороны, укрепление связей с Византией и захват македонских территорий способствовали распространению византийских архитектурных типов.

Церковь Успения Богородицы в Грачанице, 1320е, Сербия, Косово. По этому образу выстроен Спасо-Андронниковский собор. Архитектурно это крестово-купольный храм (планово подобен 5 купольным храма Фессалоник – Апостолов и Екатерины), но в объемной характеристике он пирамидальный (ярко выражен вертикализм). Есть пониженные и повышенные компартименты, он нестандартно высокий. Рукава креста расширяются и дают второй этаж позакомарных перекрытий. Внутреннее пространство четко делится функционально по зонам, в соответствии с сербскими традициями.

Во 2п 14-1п 15в Сербия, как и Византия, потерявшая большую часть своих территорий и сильно обедневшая, находящаяся под постоянной османской угрозой, переживает свой последний расцвет. В землях по реке Мораве складывается особая архитектурная традиция, наиболее характерными особенностями которой являются план в виде триконха (с одним или пятью куполами, с отдельно стоящими опорами или без них), а также богатый и разнообразный декор, в том числе, кирпичный орнамент и резьба по камню. Важнейшие постройки Моравской школы – церкви монастырей Раваница (ок. 1377 г.), Ресава (1406–1418) и Каленич (1418–1427).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.