Здавалка
Главная | Обратная связь

Архитектура Палеологовского периода.



Строго говоря, Палеологовский период – 1261-1453г, хотя в искусстве Палеологовским периодом называют 14 и 1п 15в, это поздневизантийское искусство и последний период его существования. Это время государственной немощи, но мощного культурного подъема (в основе религиозный подъем после победы исихастов), время объединения (при трудностях византийцы осознавали себя греками, а не римлянами), происходит тяготение к эллинской традиции (которая зарождается еще после 1204г в Никее, куда бежал двор). В эпоху латинского владычества почти ничего не строится, вообще строительства очень мало, в основном, это пристройки. Архитектура уже не развивается типологически. В целом, это крестово-купольный храм (немного менялась планировка). В Фесалониках строительство, можно сказать, было настоящим. Оригинальных форм нет, все это стилистические вариации на старые темы, но умножаются и разнообразятся декоративные мотивы. Есть понятие Палеологовский ренессанс, это 1/3 14в, а не весь 14в. 2п 14в – это уже другая эпоха.

Монастырь Липса в Константинополе, южная церковь, 1282-1304г. Это редкий пример почти самостоятельной архитектуры периода, построена по заказу жены Михаила как семейная усыальница. Полосатая кладка, больше декора и больше света. План повторяет средневизантийский тип компактно крестово-купольного храма с обходом. Центральный квадрат перекрыт куполом, который опирается на выступы стен, получается зальное пространство с круговым обходом. В 14в северная и южная церкви были обнесены общим экзонартексом, а с южной стороны добавлен пареклессион.

Кахрие джами (монастырь Хора), 1315-1321г. В эти годы храм реставрируется великим логофетом Федором Митохитом, который почему то был очень привязан именно к этому монастырю. Пристраивается нартекс с 2мя куполами, экзонартекс и парекклесион с юга (здесь купольная часовня-усыпальница). Также приставляются контрфорсы. Архетиктура отличается декоративностью в кладке, много всего приставного, много ниш (характерны килевидные).

Фетие джами, 1310е. Это тоже был монастырь 11в (Богоматери Помакаистос). В 14в пристройка, небольшой храмик на 4х колонках, крестовые своды в рукавах, 2эт нартекс, над ним 2 дополнительных купола. Снаружи он испещрен декорацией, которая представлена как фигурами, так и кладкой (кирпич и резной мрамор). Пространство храма маленькое, его абсолютно не нужно было перекрывать столь сложной системой сводов, но это память о прошлом (каждый компартимент перекрыли крестом). Он очень высокий, что не стандартно для небольшого пространства. Все арки крутые. Идут колонны, потом их продолжает кирпичная кладка, потом идет завершение сводное, еще немного кирпича, а уже только потом пята свода. Капители позолоченные, резные, все это вариации стеблей и аканфового листа. Здесь только мозаики.

Килисе джами (святого Федора, 1100г), экзонартекс н14в. Купольный экзонартекс, пестрая полосатая кладка, но это всего лишь пристройка. Три 8гранных купола (мозаики н14в). Есть и фигурные купола (остов в виде цветка).

Церковь святых Апостолов, Фесалоники, 1312-1315г. Большой, 5 купольный, крестово-купольный храм на 4х колоннах, понижены углы. С трех сторон храм обстроен галереей, которая понижена относительно основного объема, 4 купола стоят над обстройкой храма, с запада экзонартекс. Три апсиды, боковые понижены соответственно понижению боковых компартиментов. Много орнаментальных фризов, фигурный кирпич.

Церковь святой Екатерины в Фессалониках, н14в. Стоит выше, чем церковь апостолов. Та же конструкция: крестово-купольный, галерея, 5 куполов. Все стиснуто, план не так красив. Цилиндрические своды в рукавах. Колонны не однородны по форме, на западе столбики. Обходная галерея прозрачна, порезана арками и окнами.

Церковь пророка Илии в Фесалониках, 1360-1380е. На горе, еще выше церкви Екатерины, еще и пьедестал. Новый тип храма, вероятно пришел с Афона, крупный крестово-купольный триконх. Главный купол опирается на 4 колонны (к углам). Еще 2 купола над 2эт нартексом, еще экзонартекс с 3й аркой. Между апсидами (4 лепестка) вписаны дополнительные апсидиоли с куполами. Кирпичная кладка «шахматной доски», обыграли сопоставление масштабов.

Дворец в Мистре, 14в. Юг Пелопоннеса, рядом со Спартой. Там бывшая столица деспота, разнообразные сооружения (октагоны на тромпах – св. Федоров, базилики – Митрополия, крестово-купольные на 4х опорах – Перивлепты).

В течение 13-14в подлинная архитектурная школа сложилась в Сербском королевстве. Здесь были распространены разные архитектурные типы, но в 13в в Рашке (центральная сербская область) сформировался оригинальный тип храма, который соединил византийские традиции зодчества и архитектуру сербского Приморья, где сильны были западные влияния. Образцом для рашских церквей стала церковь Богородицы в Студенице, 1186-1196г по заказу Стефана Немани. В более поздних храмах рашского типа (Спаса в Жиче, 1220е, вознесения в Милешево, Троицы в Сопочанах, 1265е) сохраняется та же вытянутая по продольной оси композиция, но увеличивается высота центральной части, увенчанной куполом.

Церковь Богородицы в Студенице, 1186-1196г. Центральная часть храма перекрыта широким куполом, который опирается на выступы стен в углах (компактный крестово-купольный тип), с востока примыкает пониженный 3х частный алтарь, с севера и юга боковые притворы-певницы, с запада – внутренний нартекс и пристроенный позже внешний нартекс с боковыми приделами.

В к13 -1п 14в, с одной стороны, традиции Рашской школы продолжают развиваться и обогащаются новыми конструктивными и стилистическими чертами (храм монастыря Пантократора в Дечанах, 1327–1335г); с другой стороны, укрепление связей с Византией и захват македонских территорий способствовали распространению византийских архитектурных типов.

Церковь Успения Богородицы в Грачанице, 1320е, Сербия, Косово. По этому образу выстроен Спасо-Андронниковский собор. Архитектурно это крестово-купольный храм (планово подобен 5 купольным храма Фессалоник – Апостолов и Екатерины), но в объемной характеристике он пирамидальный (ярко выражен вертикализм). Есть пониженные и повышенные компартименты, он нестандартно высокий. Рукава креста расширяются и дают второй этаж позакомарных перекрытий. Внутреннее пространство четко делится функционально по зонам, в соответствии с сербскими традициями.

Во 2п 14-1п 15в Сербия, как и Византия, потерявшая большую часть своих территорий и сильно обедневшая, находящаяся под постоянной османской угрозой, переживает свой последний расцвет. В землях по реке Мораве складывается особая архитектурная традиция, наиболее характерными особенностями которой являются план в виде триконха (с одним или пятью куполами, с отдельно стоящими опорами или без них), а также богатый и разнообразный декор, в том числе, кирпичный орнамент и резьба по камню. Важнейшие постройки Моравской школы – церкви монастырей Раваница (ок. 1377 г.), Ресава (1406–1418) и Каленич (1418–1427)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.