Здавалка
Главная | Обратная связь

Тип пятикупольного храма в истории византийской архитектуры.



Церковь Святых Апостолов в Константинополе, 536-550. Купольная базилика. При Юстиниане, Анфимий из Трал и Исидор из Милета. По одну сторону Мессы (главная улица Константинополя) София, по другую, церковь Апостолов. Она породила ряд подражаний (церковь Сан Марко в Венеции). Это две базилики, пересекающие друг друга, у каждой купола, один общий, центральный, на средокрестии, только центральный освещен, доминирует над остальными, остальные слепые. Центральный чуть выше и шире остальных. Все стены прорезаны окнами, каждая стена имела позакомарное завершение, каждая базилика трех нефная, каждая имеет 2яр круговой обход. Здесь хранились гробницы апостолов (некоторых). Здесь же хоронились императоры (но не всех). В пространстве города стоит крестом (Сан Марко имеет такой же план, первый храм 9в, сейчас 11в). Использован эффект взаимопогашения куполами друг друга. От нее не осталось ничего В 1453г Махмуд-завоеватель, заняв Константинополь, велел снести храм. На этом месте поставили первую мечеть (Мечеть Махмуда, он там похоронен).

Церковь Иоанна в Эфесе, 5-6в. Купольная базилика 5в, 3 нефная, длинная, с трансептом, с кубическим объемом над средокрестием, ярко выражен базиликальный разрез. В 6в ее перестраивают, увеличивают, возводят купола (нужна другая конструкция). Была простой, с деревянными перекрытиями, теперь сложная сводчатая. Атриум, 3 нефа, выступают плечи трансапта, обход включает в себя плечи трансепта. В 5в базилика возникла как мортирий (там захоронение евангелиста Иоанна). Теперь 5 нефов. В центре священное место (средокрестие), там главный купол, там ставятся столбы. По главному нефу еще 3 купола (один над алтарем), в рукавах креста (трансепта) еще два купола, то есть всего – 6 куполов. Церковь создана под влиянием церкви Святых Апостолов (если убрать последнюю ячейку главного нефа – то план вообще одинаков). 2яр структура.

Успения в Никее, 7в. Разрушена, но кто-то предлагает крестово-купольную схему с 5 куполами.

Церковь Каттолика ди Стило, Калабрия, Италия, 9в. Довольно компактный крестово-купольный храм, 4 колонны, 5 куполов, центральный доминирует. Все световые, но в боковых просто окна, а в центральном двойные.

Северная церковь монастыря Липса, 908г. Самый ранний храм крестово-купольного типа на 4х колонках (в это время это самый распространенный тип в Константинополе). Опоры для купола – уже не столбы, он как балдахин на 4х колонках (как большой киворий). 4 равнозначные рукава креста образуют пространственный крест, рукава стали больше (уже не напоминают подпружные арки), перекрыты цилиндрическими сводами. Алтарь трех частный, граненый снаружи, овальный внутри. Перед алтарем, за рукавом креста пространство расширено – это пред алтарная арка (своеобразная вима). Жертвенник и диаконник: как будто лепестковый, крестовый вод, от него что-то типа полукруглых рукавов креста. Перед ними образовано небольшое пространство, перекрыто крестовыми сводами. Нартекс тоже перекрыт крестовыми сводами. Над нартексом есть второй этаж, больше нигде нет. Небольшие капеллы, которые получаются перед жертвенником и диаконником они двух этажные. Миго: храм был 5 купольным, снаружи шли мраморные балкончики-галереи, с которых можно было попасть на 2эт (на северной стене характерное трех частное окно, под люнетом какие-то мраморные обрубки (типа консолей)). Брунов: эти обрубки служили перекрытием других боковых нефов (он считает, что храм был 5 нефный). Сейчас есть какая-то исследовательница, которая говорит, что действительно были какие-то пристройки, но это не полноправные нефы.

Собор Сан Марко в Венеции, 11в (1067г). В 9в был ранний храм построен в подражание церкви Святых Апостолов в Константинополе (купольная базилика с 6ю куполами, греческий равноконечный крест, купола в каждом конце креста и в центре). Во второй половине 11в собор реконструировали, в 1067г его освятили. В плане выраженный равноконечный латинский крест, это не купольная базилика, а система 5 крестово-купольных храмов, в каждом из которых есть по куполу. В углах общие компартименты, один рукав креста обязательно является совместным. Пространственно все соединено и втекает друг в друга. Каждая из опор внутри расчленена, чтобы не казаться очень массивной (из 1 столба получились 4 ноги, внутри которых на 2яр по капелле). Есть также целый ряд пристроек, с запада с заходом в юг и север, до рукавов креста что-то пристроено. Это крестовые вспарушенные своды. Купола были довольно плоские, широкие, поверхности рукавов креста всех пяти храмов выходили закомарами. Достаточно много окон. Материал – кирпич, где-то его поверхности открыты. Боковые нефы (в западном рукаве) отделены от центрального колоннадами (как в базилике). Над колоннадами устроены балкончики-проходы.

Церковь Св. Пантелеймона в Нерези, Македония, 1164г. Это царский храм, очень складный, крестово-купольный, 5 куполов (особенность). Закомары на стенах плоские, отмечают основные объемы. Центральный в средокрестии, 4 по углам. Здесь зальный тип, нет свободностоящих опор внутри. Опоры для купола – выступы стен. Кладка: камень и плинфа. Пониженные рукава креста.

Монастырь Пантократора, 12в. Там 3 крестово-купольных храма, но в сумме, у них 5 куполов.

Церковь святых Апостолов, Фесалоники, 1312-1315г. 5 куполов, крестово-купольный храм, понижены углы, повешены рукава. С трех сторон храм обстроен галереей, 4 купола стоят над обстройкой храма. Три апсиды, центральная высокая, боковые понижены соответственно понижению боковых компартиментов. Много орнаментальных фризов, кирпич выкладывается фигурно. С западной стороны к галереи примыкает и экзонартекс. Галерейная обстройка ниже основного объема храма. Это храм на 4х колонках.

Церковь святой Екатерины в Фесалониках, н14в. Та же конструкция: крестово-купольный, галерея, 5 куполов. Все как то стиснуто, поближе друг к другу находится, план не так красив. Колонны не однородны по форме, на западе столбики. Обходная галерея прозрачна, порезана арками и окнами.

Церковь пророка Илии в Фесалониках, 1360-1380е. Большой крестово-купольных храм. Кирпичный, полосатая кладка, огромный купол. Сложно устроен, по плану трилистника. С запада громадный экзонартекс, в который тоже вписан лепесток. Между большими апсидами (4 листа) вписаны маленькие капеллы со своими куполами. Пикантно обыграно сопоставление масштабов. Теперь еще полюбили кладку шахматной доски. Архитектура типологически не оригинальна, но она самостоятельна. Внутри все оштукатурено. Над нартексом устроен второй этаж – «хоры» (тоже элемент средневизантийской архитектуры), они большим окном на арках открываются в подкупольное пространство.

Успения в Грачанице, ок1320г. План такой же, как и у Апостолов и Екатерины, но больше выражена пирамидальность и четкое функциональное деление на зоны в соответствии с сербской традицией.

Вознесения в Равнице, 1377-1389г. один из первых памятников моравского стиля. Много декоративных вставок, это организованная кладка, хотя и разноцветная. 5 куполов – узкие и высокие как свечи. Это типичный крестово-купольный храм. Очень интересные столбы – квадратные, но каждое ребро еще круглится. Все моравские храмы лепестковой формы (апсида и апсидиоли с севера и юга), в углах на повышенных подиумах стоят куполки.

Троицы монастыря Ресава, 1406-1418г. Крестово-купольный триконх, 5 куполов на барабане, с З еще притвор с куполом.

Все 5 купольные церкви палеологовского периода имеют схожую пространственную композицию. Почти все они крестово-купольные на 4 колоннах, с повышенными рукавами креста и пониженными компартиментами. В церкви Святых апостолов и в церкви Екатерины купола расположены над обходной галереей, идущей вокруг основного тела храма. Северный и южный боковые купола церкви пророка Илии по высоте меньше апсид и прислонены к стене, будто вжаты в нее. Они сдвинуты на углы и не играют самостоятельного значения. Восточные купола расположены над открытым экзонартексом. Церковь Успения Богородицы в Грачанице принадлежит к той же типологии, но имеет необычно пирамидальный объем.
В палеологовскую эпоху на смену строгой композиции с одним центральным куполом приходит тип пятикупольного храма: более расчлененного, с большей любовью к деталям. Это можно проследить и в наружной декорации, которая усложняется: появляется узорная и полосатая кладка из плинфы, многопрофилированные окна и тонкие колонки на стенах барабана.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.