Здавалка
Главная | Обратная связь

Средняя Азия в III – I тыс. до н.э..



Общество Алтын-депе.

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на юге Средней Азии складывается местный вариант древневосточного общества - Алтын-депе. Общество которого было социально раздроблено.

Выделяются три группы населения: 1)жили в больших многокомнатных домах= рядовые общинники, ремесленники и земледельцы, основное население города; 2) общинная знать; 3)вожди и жрецы. В хозяйстве крупной знати применялся труд рабов.

Появление городов способствовало прогрессу, развитию ремесел и искусства, накоплению положительных знаний (бронзовые и серебряные печати, сосуды из камня, бронзы и др.).

Жители Алтын-депе поддерживали тесные связи со своими высокоразвитыми соседями. Из Месопотамии сюда попадали фаянсовые изделия, в архитектуре и скульптуре прослеживаются отчетливые следы шумерских влияний. Из Инда привозились поделки из слоновой кости, терракотовые и металлические изделия.

В середине II тысячелетия до н. э. культура Алтын-депе приходит в упадок.

Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до и. э.

Историческая ситуация на рубеже II—I тысячелетий до н. э. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тысячелетия до н. э. идет формирование классового общества и государства в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Стада крупного рогатого скота были их основным богатством, широко использовались лошади. В условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети I тысячелетия до н. э. Прогресс в орудиях труда-появление железа. В X—VII вв. до н. э. железные изделия - на юге Средней Азии, а с VI—IV вв. до н. э. железо применяется на всей ее территории(топоры, серпы, лопаты).

В результате в X—VII вв. в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы, основанные на использовании крупных рек для орошения полей. В центре оазисов располагались крупные поселения с укрепленными цитаделями.

Среднеазиатское общество X—VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранского литературно-религиозного памятника — «Авесты». В «Авесте» упоминаются сословные группы общества — жрецы, воины-колесничие, крестьяне-скотоводы и ремесленники, образование гос-в, культура, религия (Заратуштра: борьбе двух начал — добра и зла, правды и лжи), архитектура (VIII—VII вв. до н. э. в Аржане вокруг гробницы правителя была возведена ограда из бревен с каменной крепидой диаметром в 120 м).

Завершение формирования классового общества в Средней Азии приходится на время вхождения ее областей в состав державы Ахеменидов. Основатель новой мировой монархии Кир II ясно отдавал себе отчет в важности стоящих перед ним задач на востоке и около 545 г. до н. э. направил свое внимание на Бактрию и на могущественное объединение кочевников. Имеются сведения, что длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов.

Области Средней Азии были объединены Ахеменидами в сатрапии, которыми нередко управляли члены правящей династии. Среди этих областей следует прежде всего назвать Парфию, где имелись хорошо укрепленные крупные города. В долине реки Мургаб находилась Маргиана, где развитая ирригационная система позволяла получать с полей и виноградников большие и устойчивые урожаи.

Наиболее важной областью Средней Азии была безусловно Бактрия, выделенная Ахеменидами в отдельную сатрапию, которую возглавляли либо наследник престола, либо ближайший родственник царя. К северу от Бактрии находился Согд со столицей Мараканда, особое место занимали Хорезм в низовьях Амударьи и Фергана.

Над присоединенными областями Средней Азии Ахемениды осуществляли контроль через административно-фискальный аппарат и расположенные в ряде мест военные гарнизоны. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги.

Ахеменидскую державу в последние годы правления Камбиза и в начале царствования Дария потрясали восстания.

После драматических событий первых лет вхождения в состав Ахеменидской державы с начала V в. до н. э. для восточных сатрапий наступил период относительного спокойствия. Развиваются города, разнообразные ремесла, распространяется денежное обращение. В начале IV в. до н. э. становится независимым Хорезм.

Таким образом, VI—IV века до н. э. были важным периодом в истории народов Средней Азии. Формирование классового общества и государства завершилось в условиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. В Ср.Азию направлялись порабощенные жители из других стран. Наряду с рабами в прямом смысле этого слова несомненно имелись категории зависимого населения, эксплуатируемого как государством, так и частными лицами. Основное земледельческое население сохраняло патриарх-е традиции.

Противоречивый характер последствий ахеменидского завоевания сказался и на общем историческом развитии Бактрии, Маргианы, Согда, Парфии и Хорезма. Чужеземный гнет препятствовал этим странам обрести самостоятельность.

Наряду с обычным жилым строительством все большее развитие получают монументальные строения — резиденции местной знати и администрации сатрапий, где много привозных вещей, но большая часть изготовлена местными скульптурами и мастерами. Вместе с тем имеются в кладе и вещи, свидетельствующие о влиянии искусства кочевых племен.

Кушанская держава.

На развалинах Греко-Бактрийского царства складывается Кушанская держава.

В I в. до н. э. на территории Бактрии повсеместно проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде вооруженного всадника. Еще более интересно этническое название этого правителя — он именует себя кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном итоге к созданию огромной Кушанской державы.

Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил четыре небольших княжества кочевых племен (I в. до н. э.). Новая держава направила свои устремления по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне— Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе часть С-З Индии. В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав. На монетах Кадфиза II чаще встречается изображение индуистского бога Шивы с быком.

Наибольшую известность получил Канишка (первая треть II в. н. э.) При нем произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столица – Пурушапура, покровительство буддизму= расчет опытного политика (на монетах Канишки имеются изображения Будды, но они редки, зато в изобилии встречаются изображения самых различных божеств).

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. В конце I — начале II в. н. э. - борьба в Восточном Туркестане, где кушанской армии удалось остановить ханьскую экспансию. В III в. н. э. кушаны потерпели поражение с Сасанидским государством.

Экономика, общество и государственное управление.

Кушаны унаследовали развитое с/х Бактрии, основанное на поливном земледелии. Среди городов отчетливо выделяются два типа: 1)города, издревле формировавшиеся как крупные центры; 2)города, построенные под эгидой центральной власти.

Большие и малые кушанские города образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями, объединяла их развитая внутренняя и внешняя торговля. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами — с Римской империей и ее восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индостана. В Рим направлялись пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Транзитом из Китая шли шелк, кожи и другие изделия. Из Рима доставлялись ткани и одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. Римское золото использовалось кушанами для чеканки собственных монет.

Не меньшее значение имел внутренний товарообмен в государстве кушан. Городские центры снабжали прилегающую округу высококачественными произведениями ремесел. Кушанское правительство получало немалые доходы в результате взимания таможенных пошлин с привозимых товаров.

Кушанские правители стремились создать особый династийный культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат - существовало множество рангов и градаций: великий сатрап, сатрап, наместник, «начальник границ» и др. Городами управляли царские наместники.

Соц. структура Кушанской державы. Основной производственной единицей в с/х являлась сельская община налогоплательщиков. Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам, в этих хозяйствах значительную роль играл труд рабов. Формы эксплуатации были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и полурабского состояния.

Кушанская культура.

Характерной чертой Кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности, но отсутствовало ремесленное производство и монументальная архитектура.

Широкое распространение буддизма, который при кушанах проникает в Бактрию и др. области Ср. Азии. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей.

Вместе с тем увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Популярностью пользовались терракотовые фигурки духов-покровителей, в основном в образе женщин. Много терракотовых изображений всадников на конях в полной упряжи — всадники были важнейшей частью кушанского войска.

В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции: 1) древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры; 2)греческое искусство, глубокие корни которого определялись значительным числом греко-македонских колонистов и проникновением эллинистических традиций в местную среду; 3)искусство Индии, пришедшее с распространением буддизма.

В кушанской архитектуре внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции были детализированы и их развертывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг (дворец на городище Халчаян в Северной Бактрии).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.