Здавалка
Главная | Обратная связь

Термин “безопасность на базе сотрудничества” приобрел популярность после окончания холодной войны.



Безопасность на базе сотрудничества, таким образом, представляет собой стратегическую систему, с формированную вокруг ядра государств, соединенных сетью официальных и неофициальных союзов и институтов, которые имеют общие (либерально-демократические) ценности, а также осуществляют практическое и прозрачное сотрудничество в экономической, политической и военной сферах. В рамках системы безопасности на базе сотрудничества цели отдельных государств в области национальной безопасности связаны между собой четырьмя кольцами безопасности, усиливающими систему в целом.

По мнению Ричарда Коэна, на сегодняшний день только Организация Северо-Атлантического Договора – НАТО - представляет собой действующую модель такой системы безопасности на базе сотрудничества и включает все ее четыре основные функции.

Как подсчитали норвежские исследователи Н.Палмер и Г.Перкинс, с 3600 г. До н.э. человечество лишь около 300 лет жило в условиях мира, а все остальное время воевало, проведя 14,5 тысяч войн общей продолжительностью более 26 тыс.лет, и заплатив за это в качестве прямых и косвенных потерь свыше 3,5 млрд. человеческих жизней.

 

Европейский концерт явился одним из первых примеров системы многосторонней безопасности на базе сотрудничества. В результате заключения в 1815 г. в Вене международных договоров об окончании войн против наполеоновской Франции возник четырехсторонний союз стран-победительниц – Австрии, России, Пруссии и Великобритании – которые договорились проводить регулярные совещания для обсуждения вопросов, касающихся европейской безопасности.

Лига Наций, в свою очередь, представляет собой столь же амбициозную, сколь и неудачную попытку создания системы коллективной безопасности в веке ХХ. Лигу Наций чаще всего вспоминают в связи с тем, что она оказалась не в состоянии предотвратить Вторую мировую войну. Тем не менее, Лиге удалось претворить в жизнь ряд нововведений, самым значительным из которых стало достижение согласия относительно того, что военные действия против одного государства-члена должны рассматриваться как военная акция против всех членов Лиги. Именно эта форма договоренности об обеспечении безопасности дала рождение термину “коллективная безопасность”.Лига Наций выполняла функции арбитра при разрешении споров между государствами-членами.

После бездействия Лиги в случаях нападения Японии на Манчжурию и Италии на Эфиопию она показала свою неэффективность в отношении Германии в 30-х годах. Достижение согласия оказалось невозможным. Неспособность Лиги предпринять сколько-нибудь эффективные действия против агрессоров лишь подтвердила ее несостоятельность в деле урегулирования споров между ведущими державами.

Неудачи Лиги отчасти объяснялись ее недостаточной легитимностью в глазах великих держав. После Первой мировой войны только две из шести ведущих держав – Британия и Франция – поддерживали принципы и действия Лиги, в том числе касающиеся сохранения послевоенного территориального статус-кво.

Организация Объединенных Наций, как и предшествовавшая ей Лига Наций, представляет собой систему коллективной безопасности,но при ее создании предполагалось, что она сможет преодолеть те серьезные недостатки, которые были свойственны ее предшественницам. В частности, решения ООН принимаются на основе консенсуса пяти ведущих держав, являющихся постоянными членами Совета Безопасности, и простым большинством голосов остальных государств-членов Совета Безопасности. В Лиге Наций решения должны были приниматься единогласно.

ООН предпринимает меры по принуждению только в том случае, если на это дают согласие все постоянные члены Совета Безопасности. В этой связи не приходится удивляться тому, что за всю свою историю ООН провела лишь две операции по обеспечению коллективной безопасности: в 1950-м году в Корее и в 1991 году в Персидском Заливе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.