Здавалка
Главная | Обратная связь

Масштабы современного мирового книгоиздания



В истекшем столетии объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми.Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции.Вовлечение все новых организаций в издательское дело привело к тому, что, как уже указывалось выше, статистическая служба ЮНЕСКО исчерпала свои возможности достоверного учета выпускаемой продукции. С 1991 г. прекратилась публикация в статистическом ежегоднике «UNESCO Statistical Yearbook» сводных данных об издательской деятельности в мире. В настоящее время в сборнике публикуются сведения лишь по отдельным странам, да и то с большим опозданием. Единственным кумулятивным источником получения сведений о положении в мировом книгоиздании 90-х годов являются данные интернет-сайта Международной ассоциации издателей, подготовленные на основе материалов, предоставляемых в штаб-квартиру МАИ национальными издательскими ассоциациями.

Таблица 1

Лидеры Мирового книгоиздания в 2000 г. (по алфавиту)

№ п/п Страна Количество выпускаемых названий, тыс.

1 Бразилия 50

2 Великобритания 120

3 Германия 80

4 Италия 50

5 Испания 60

6 Китайская Народная Республика 140

7 Российская Федерация 60

8 США 70

9 Франция 50

10 Япония 70

Если считать, что и в дальнейшем удельный вес первой десятки был таким же, то получим, что к концу 2000 г. в мире было выпущено примерно 1250 тыс. названий книг и брошюр. При этом следует учитывать, как уже неоднократно отмечалось, что система статистического учета итогов книгоиздательской деятельности во многих странах далека от совершенства по целому ряду причин. Если оценивать состояние мирового книгоиздания в целом, то можно сказать, что на рубеже тысячелетий создан весьма надежный фундамент для дальнейшего движения вперед. Несмотря на бурное развитие, новых информационных и коммуникационных технологий, книга остается среди наиболее предпочтительных способов получения человеком необходимых знаний и в современную информационную эпоху третьего тысячелетия.Показатели мирового книжного выпуска определяются очень высокими темпами книгопроизводства в последнем десятилетии прошлого века. Это значит, что на протяжении нескольких десятилетий темпы роста выпуска книг и брошюр постоянно снижались. Однако в 1991-2000 гг. картина динамики книжного выпуска резко изменилась. Если за 80-е годы темп роста не достиг и 20%, то только за первую половину 90-х он был уже на уровне 25%, а всего за последнее десятилетие мировое книгопроизводство выросло почти на 50%, при этом рост шел от довольно высокого базового уровня (1990 г. - 842 тыс. названий).

6.Букс ин принт. Книжный массив, находящийся в постоянной продаже.Переход от жесткого планирования книгоиздания в условиях прежней системы бывшего СССР к стихийно сложившемуся к настоящему времени книжному рынку породил принципиально новые проблемы у издателей, книгораспросранителей и потребителей книги. Недостаток опыта в России по организации книжного рынка привел к существенному сокращению социально значимых книг. Книжный рынок сопровождается значительными тематическими пробелами, дублированием, сокращением выпуска книг, необходимых для развития образования, культуры, науки и экономики.. Практически все издатели выпускают книги фиксированными тиражами, определяемыми в период подготовки книги к изданию. Механизм постоянной допечатки (in print) книги, пользующейся определенным спросом на рынке, пока не является привычным для российского издателя. Отсутствие всеобщей организованной информации о книгах, планируемых к выпуску или вышедших в тираж, серьезно препятствует их эффективному распространению и одновременно сильно затрудняет поиск необходимых книг потребителями. Одной из наиболее действенных информационных систем в области книгоиздания и книгораспространения, функционирующих в странах с развитой рыночной экономикой, является Book in print. Казалось бы, на первый взгляд, необходимо сформировать развитое оптовое звено книжного рынка, которое бы обеспечивало закупку книг у издателей, выпуск собственных каталогов, складские операции, сбор заказов и транспортировку книг потребителям, а затем на его основе создавать российский Book in print. Однако, формирование оптового звена с развитыми функциями требует в конечном итоге, создания новой инфраструктуры книгораспространения соответствующей организующимся рыночным отношениям в России. На это необходимо достаточно много времени, пока в стихии нынешнего рынка появятся структуры, естественным развитием которых бы являлся российский Books in print. Конечно, пассивнoе ожиданиe этого события было бы ошибкой. Разумеется, такая система на первых шагах своего развития не будет являться полным аналогом соответствующих западных Book in print, но по мере становления цивилизованных форм оптовой и розничной книжной торговли эта система обеспечет свой вклад в становление Российского книжного рынка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.