Здавалка
Главная | Обратная связь

Издание и распространение контрафактной продукции: острая проблема развития книжного бизнеса



Контрафа́кт (англ. counterfeit — подделка)

В основе контрафакта — нарушение интеллектуальных прав. Контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала.

Виды контрафакта [1]:

Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать. Например вмеcто «Gucci» — «Guchi». В таком случае производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом рядовой покупатель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.

Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебель, одежда и т.д..

Незаконное использование мультимедиа продукции, книг и компьютерных программ — т.н. пиратство.Незаконное использование запатентованных технических решений.

ВЫЯВЛЕНИЕ КОНТРАФАКТНОЙ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

В соответствии со ст.48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее – ЗоАП) экземпляры произведений, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских прав, а также экземпляры охраняемых в РФ произведений, которые ввозятся без согласия обладателей авторских прав на территорию России из государства, в котором эти произведения никогда не охранялись или перестали охраняться, являются контрафактными или, говоря проще, «пиратскими».

Как же определить контрафактность печатной продукции?

Характеристик, позволяющих сделать это «на глаз» немного. Прошли те времена, когда подделку безошибочно выдавало плохое качество. Современные «пираты» больше не пользуются самой дешевой бумагой, некачественной краской, контрафактные издания не имеют тенденции рассыпаться в руках. Имеются даже случаи, когда служители правопорядка, введенные в заблуждение желтоватой бумажкой, путают законные издания с контрафактными.

Вместе с тем, пиратскую продукцию можно условно разделить на три вида, каждому из которых все же присущи определенные, хотя и не столь явные, признаки.Первая разновидность появляется в следствии бездоговорного использования произведений. К ней можно отнести, экземпляры произведений изготовление, распространение или импорт которых осуществляется:

• без получения необходимых разрешений от всех правообладателей (отсутствует согласие кого-либо из соавторов, соиздателей, наследников авторского права);

• на основании договора с лицом, не являющимся правообладателем (например, исключенный из завещания наследник или издатель, срок действия исключительных имущественных авторских прав которого истек);

• на основании разрешения представителя правообладателя, не имеющего полномочий – лица, действующего без полномочий, либо по доверенности, которая уже истекла или не дает права заключать сделки на передачу авторских прав от имени их обладателя, либо по «отозванной» доверенности (при условии, что обладатель исключительных прав не выразил своего согласия с действиями такого лица);

• на основании разрешения лица, не имеющего права передавать авторские права третьим лицам (в соответствии с п.4 ст.31 ЗоАП права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором).

Второй вид контрафактной продукции – экземпляры произведений, выпуск и/или распространение которых является нарушением условий договора или осуществляется с превышением полученных по договору правомочий . К данному виду, в частности, относятся экземпляры произведения:

используемого способом, не предусмотренным в договоре с правообладателем (изданного в переработанном виде, с изменением настоящего имени автора на псевдоним, без указания имени автора вообще и т.д.);

изготовленные и распространяемые с нарушением условий договора о территории или сроке использования произведения (в соответствии со ст.31 ЗоАП при отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которое передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ, а при отсутствии условия о сроке – договор может быть расторгнут по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора);

экземпляры произведения, выпущенные в количестве, превышающем установленный в договоре максимальный тираж.

Установление фактов нарушения авторских прав и причинения крупного ущерба правообладателю, необходимого для возможности квалификации нарушения по ст.146 УК РФ, возможно только путем проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Например, установить факт превышения максимального тиража издания возможно только путем истребования необходимых документов у подозреваемого и проведения ревизий на заводе и складах его продукции (которые еще необходимо обнаружить). Видимым же подтверждением того, что указанный в выходных данных тираж не соответствует действительному, является только явное несоответствие тиража, формата и цены издания..

Контрафакт указанного вида характеризуется следующим.

1. Имеет видимые отличия от санкционированного издания. Могут выдать размытые или смещенные фотографии, уменьшенный размер кромки текста и т.д. Однако видимые отличия от оригинальной продукции возникают, как правило, в том случае, если контрафакт произведен с использованием экземпляра оригинального издания в качестве образца. Подделка, изготовленная с использованием корректурных оттисков и похищенных пленок оригинал-макетов, может отличаться от легальной продукции только иной цветовой гаммой и ценой.

2. Неестественно низкую цену (гораздо ниже, чем оптовая или цена фирменных магазинов издательства-правообладателя) можно также рассматривать в качестве отдельного признака.

3. Распространение экземпляров издания осуществляется лицом, не являющимся официальным дистрибьютором правообладателя. У большинства издательств механизм распространения четко отлажен. Книги поступают в продажу через фирменные магазины самих издателей или посредством так называемых «эксклюзивных дистрибьюторов». Данная практика является не только гарантом длительных партнерских отношений между книгопечатными и торговыми организациями, но и в значительной степени способствует предотвращению и более оперативному выявлению актов недобросовестной конкуренции в издательском бизнесе.

Таким образом, незаконное предпринимательство, нарушение ГОСТов, требований налогового и таможенного законодательства могут указывать на возможные нарушения авторских прав. Однако, практически все признаки контрафактной печатной продукции носят лишь косвенный характер и в каждом конкретном случае нуждаются в тщательной проверке.

Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:

ущерб экономике государства в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;

ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;

ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;

ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

В 2003 г. прошла первая Всероссийская выставка - форум "Регионы России: защита от контрафакта", среди организаторов которой - Государственная Дума, Минэкономразвития, МВД, Минпромнауки, Госстандарт России, Федеральная налоговая служба, Роспатент, где прозвучали примеры, убеждающие, что борьба с контрафактом и фальсификацией стала одной из первоочередных проблем государственной власти.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.