Здавалка
Главная | Обратная связь

Региональное пространство, время, идентичность: определение концептов и общая характеристика.



Регионально пространство – это совокупность региональных объектов и взаимосвязей м/д ними, а также среда в рамках которой эти субъекты действуют.

Региональное время – это категория, обозначающая продолжительность протекания каких-либо процессов, либо характеризующая моменты начала/окончания событий.

Региональная идентичность – часть социальной идентичности человека, которая включает общность исторических судеб, особенностей культуры, географ единство территории и общий тип экономики.


7. Регионализм, регионализация, глобализм и фрагмеграция как качественные элементы динамики региональных процессов. Влияние глобализации на российскую региональную идентичность
.

Регионализм – это полит. идеология, которая противостоит централизму

Регионализация – процесс формирования пространственных полюсов по определенным признакам. (определяется через стратификацию и поляризацию)

Стратификация - определяет процессы регионализации (структурирование территориального пространства)

Результата регионализации – регионализм.

Крайний регионализм (сепаратизм, односторонний, нелегитимный, непризнанный)

Виды регионализации

1. Интегративный

2. Дезинтегративный

3. Глобализация.

Интегративный (стремление создать единицу высшего уровня, на базе государств(обретение самостоятельности)

Дезинтегративный (связан с процессами сепаратизма)

Глобализация – усиление проницаемости межгосударственных границ.

1. Резкое возрастание перетекания товаров, услуг, людей и т. д.

2. Предполагает массирование привитие западных образцов культуры.

3. Насаждение демократического устройства, новые технологии, средства коммуникации и т. д.

По Розенау

Глобализация – совокупность взаимодействий, которая имеет потенциал пограничного влияния и способна легко преодолевать национальные юрисдикции.

Сценарии глобализации

1. Отожествление вестернизации и глобализации

2. Фрагмиграция (объединение сходных по нац. признакам государств в борьбе за ресурсы.

 


8. Воззрения на ландшафт и статус территории. Элементы ландшафтно-статусного пространства: понятие, признаки, виды.

Ландшафт – изображение местности, однородная по условиям природная система, сочетающая в себе физическое и семантическое пространство.

Статус – позиция региона в системе региональных и межрегиональных отношений.

Центр - главная активная наиболее организованная и целеопределяющая часть пространства среды территории.

Провинция – часть территории региона, отдаленная от крупных центров и как правило располагающаяся м/д центром и периферией.

Периферия – пассивная, зависимая относительно самостоятельная целеисполняющая часть пространства.

Приграничье – территория, примыкающая к границе, которая помогает реализовывать границе ее функции.

Пограничье – территория непосредственно примыкающая к границе.

Граница – это фактическая граница м/д ареалами


9. Экономический и инновационный подходы к моделированию центр-периферийных отношений и их характеристика.

Центр – периферия

Дж. Фридман (инновационная трактовка)

Центр и периферия являются антиподами. Центр – место зарождения различных технологий, место соц. нововведений. Периферия – место распространения технологий, архаичное, отсталое, эксплуатируемое центром.

Периферия не однородна! Внутренняя, ближняя и дальняя или внешнаяя периферия.

Внутренняя – примыкает к центру и получает импульсы развития.

Внешняя – не имеет связи с центром, центр практически не влияет на периферию.

Поддержание доминирования центра над периферией.

1. Постоянная инновационная деятельность центра

2. Выкачивание ресурсов из периферии.

Центр и периферия связаны различными потоками:

1. поток информации

2 поток капитала

3. поток товаров

4. поток рабочей силы.

Типы экономических районов

1. Районы ядра (сконцентрированные предовые отрасли экономики)

2. Растущие районы (периферийные территории, но ближние периферии, коридоры развития между 2 центрами )

3. Районы нового освоения (ближняя периферия, нет промышленности, но сильное с/х)

4. Депрессивные районы (устаревшие промышленные производства. Либо стагнирующее с/х)

10. Цивилизационная, историческая и культурологическая трактовки взаимоотношений Центра и периферии: авторы и содержание.

Социологическая концепция Шилза. Цивилизационный подход.

Центр-центральная зона, ядро цивилизации. Центр – это хранитель культуры в обществе, он разрабатывает культурные нормы, центр устанавливает взаимосвязи между прошлым и будущим. Между положительными и отрицательными моментами жизни, он не постоянен, претерпевает изменения. Может состоять из 2 ядер.

Периферия двойственна, чем более удалена от центра, тем менее подвержена его влиянию. Может измениться, воздействовать и заменить центр.

Функции взаимоотношений ц-п:

1. Обеспечение самобытного начала (традиций)

2. Эти отношения создают единство различных сообществ и разных поколений

3. Отношения обеспечивают приемственность и историческую воспроизводимость культурно-социального многообразия.

11. Мир-системная теория И. Валлерстайна, концепция зависимости А.Г. Франка и Э. Кардозо к конструированию взаимодействий Центра и периферии.

Мир-системная теория И. Валлерстайна.

Мир делится на 3 класса: ядро , полу-периферия и периферия. Базируется на теории длинных волн Кондратьева.

Ядро – это определенное количество стран с высоким уровнем жизни, выкачивают ресурсы с полу-периферии и периферии. Периферия –отсталые районы. Полу-периферия – страны, имеющие признаки периферии и ядра, в перетекающем состоянии из периферии в ядро и обратно.

концепция зависимости А.Г. Франка

Периферия- источник ресурсов для развития центра. Развитие центра за счет избавления от ненужных производств. Периферия – источник дешевой рабочей силы. Ненужные производства сбываются на периферию для избегания внутренних потрясений.

и Э. Кардозо

Центр стремится сдерживать развитие периферии. Различные дочерние компании развивают только отдельные области, в основном периферия остается архаичной, развитие стран сдерживается.

12. Отношения центра и периферии в истории России в IX-XVI вв.

9 век.

Киевская Русь. Конфедеративный союз. 15 племен. Киев-роль административного центра, представлял Русь во внешних отношениях, чеканка монет и сбор налогов.

Племена сохранили самобытность, далее- дробление территорий- борьба за киевский престол. Территория государства, как ресурс влияния. Складывается удельная модель территории. 3 уровня власти: 1.княжеский(Киев), совет дружинников и аристократия.

2. Аристократическая власть (выбор князя, вече, воеводы)

3. Деспотическая власть (наличие вассалов князя, получивших землю.)

13-14 вв.

Конфедеративно-вотчинная модель управления.

Русь – периферия Золотой орды.

14-15 вв.

Удельно – уездная модель.

Процесс ассимиляции удельных княжеств, переход под власть центра. Князь может раздавать уделы.- Удельные князья-властная вертикаль. Появляется региональная элита.

16 век.

Земская модель управления.

Воттчинники –земля по наследству, помещики-по службе. Ликвидация уделов. Губа- судебный округ. Адресное управление, приказы.

Александр 1. Реформы.

Губернаторы стали подчиняться министру внутренних дел. Введены вместо уездов округа с окружным начальником. В состав входят на правах личной унии Польша и Финляндия и основная часть Закавказья.

Николай 1.

В нестабильных территориях вводились генерал-губернаторства. В сильно нестабильных –военные губернаторы. Остальные- вице-губернаторы (свободные) Порты: Кронштадт, Николаев (военные губер-ы)

Александр 2.

Земская модель управления. Губеры получают полную власть свободу, контроль. Полиция: вводится институт уездной полиции+введен институт земств. На уровнях уездов и губерний. +институт мировых судей. Появляется земское собрание, губернское, уездная земская управа.

Александр 3.

Усиление централизации. Упраздняет мировых судей, вводит земских начальников (дворяне=судеб+админ), городской глава – гос. чиновник(назначаемый), появляется понятие военного чрезвычайного положения.


13. Петровская система региональной политики. Административная реформа Екатерины II и ее влияние на взаимоотношения центра и регионов.

Петровская реформа. Возникает институт губернаторства. Губернатор отвечает перед центром. Является ставленником центра и представляет центр в губернии. Губернатор имел помощников, это ландраты – выборная должность, советник. Имеют политические функции. Ландрихтеры – помощники губернаторов, судебные функции. Земские комиссары – налоги и местный правопорядок.

МСУ: местные избы, в городах магистраты. Вводились провинциальные и местные воеводы.

Екатерина 2.

Увеличение количества губерний. Вводились генерал-губеры, суды разных уровней (дворянские, земские), приказ общественного призрения (медицина, народное просвещение). Вводится должность земского капитана-исправника, контроль за правопорядком.

Реформа городского управления. Городской голова+шестигласная дума+дворянское собрание(предводитель дворянства).

14. Модель «центр-регионы» советского периода.

Октябрьская революция закладывает современную систему федерализма.

ВЦИК-законодательная и исполнительная функции. СНК .

Отмена национальных и религиозных ограничений. Право на самоопределение народов вплоть до отделения.

15. Взаимоотношения центра и регионов в 90-е гг. XX в. в России.


16. Современный этап развития отношений центра и регионов.


17. Понятие, направления, формы и виды региональной политики, подходы к ее содержанию.

Экономико-географический подход- рег. Политика как сфера деятельности по управлению эк., полит, соц, развитию страны в региональном аспекте.

Экономический подход: реализация экономических целей гос. власти.

Комплексный подход: система мер по комплексному разрешению различных проблем.

Направления рег. Политики

1. Создание и развитие единого эк. Пространства.

2. Относительное выравнивание соц-эк неравенства

3. Приоритетное развитие стратегических регионов

4. Максимальное использование природных ресурсов в регионе

5. Защита окружающей среды

Формы рег политики

1. Адресная – распределение денежных средств для развития определенных территорий.

2. Автономная – предоставление максимальной самостоятельности

3. Комплексная – сочетание 1и 2. слабые поддерживаются, сильные самостоятельны.

Виды рег политики

1. Политическая региональная политика

2. Экономическая

3. Демографическая

4. Социальная

5. Экологическая


18. Основные положения региональной политики РФ.

1. Создание единого эк пространства.

2. Обеспечение различных основ федерализма

3. Создание обеспечение единых стандартов

4. Выравнивание социально-экономических условий

5. Комплексная экологическая защита

6. Развитие стратегических регионов

7. Максимальное использование природно-климатических условий региона

8. Обеспечение гарантий МСУ

19. Принципы, этапы и инструментальные программы реализации региональной политики Европейского Союза.

Принципы

1. Координации – координация усилий частей ЕС для общих целей.

2. Концентрация – аккумулирование ресурсов всех фондов для общих целей

3. Принцип партнерства – координация действий между различными уровням власти

4. Принцип субсидиарности – перенесение решения вопроса на тот уровень, на котором он будет наиболее эффективно реализован

5. Дополняемости – для решения вопросов аккумулируются ресурсы государства и бизнеса.

 

Этапы

1. 1968-1975 Римский договор. Генеральный директорат по РП, пост комиссара по рп, комитет по рп.

2. 1975-1988 Средиземноморская интеграция.

3. 1988-1999 создание комитета регионов.

4. 2000-наше время Провал мультикультурализма. Реформа рп. 3 цели: поддержка роста рабочих мест, конкурентоспособность, территориальная способность в Европе.

 

Программы

1. Евроформ. Создание рабочих мест, обучение новым профессиям итд

2. Now. обучение женщин мужским профессиям

3. valoren Экономия энергии.

4. Star. Развитие коммуникации

 


20. Бюджетный федерализм: понятие, объективное и субъективное содержание, проблема сбалансированности бюджетов.

БФ-форма финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, использования и распределения фондов денежных средств.

Трансферты – различные потоки денежных средств между различными уровнями бюджетной системы.

Субсидии-на долевое финансирование целевых расходов.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, на безвозмездной, безвозвратной основе для погашения расходов.

Субвенции – безвозвратно на осуществление целевых расходов.

Уровни: федеральные, региональные и местные.

 

 

21 вопросяндр.

среднедушевой ВРП в различных регионах страны различается более чем в 24 раза. Этим в основном определяется отличие социального и политического положения благополучных и проблемных регионов страны. Для современной России характерны существенные особенности территориальной экономической дифференциации, что обусловлено предыдущей историей ее хозяйственного развития, а также различной на-деленностью факторами производства и их включенностью в экономический оборот

 

22 1. Федерализм как социальная философия.

Корни понятия "федерализм" следует искать в социальной философии, а не региональной политике. Основателем теории федерализма считается германский мыслитель Иоханнес Альтузиус (1562—1683 гг.), автор федеративной теории народ­ного суверенитета. Эта теория опирается на идеи союзных и договорных социаль­ных отношений как основополагающих в государстве. Государство И. Альтузиус по­нимал как иерархически организованную систему союзов между социальными группами. Индивиды объединяются в общины (семьи, корпорации), союзы общин создают провинции и города, а из провинций и городов строится государство. На каждом уровне складываются свои договорные отношения по горизонтали, а дого­ворное объединение групп и структур одного уровня создает новый уровень. Кон­цепция И. Альтузиуса хорошо соответствует системному подходу в политической регионалистике, который рассматривает государство в качестве объемной "верти­кально-горизонтальной" структуры.

Социально-философский подход говорит не столько о федерализме как о форме территориально-государственного строительства, сколько о федеративных отношениях как договорных (союзных) отношениях, способствующих интеграции общества. Другими словами, субъекты федеративных отношений не обязательно имеют территориальное выражение, т.е. они могут не являться регионами. Хотя концепция И. Альтузиуса по сути все-таки рассматривает локальные и региональ­ные сообщества.

В этом ключе теория федерализма развивалась на протяжении длительного времени и прослеживается до сих пор. Например, известна концепция свободного федерализма французского мыслителя Пьера Жозефа Прудона (он написал свой "Принцип федерации" в 1863 г.). П.Ж. Прудон вообще начинал как противник го­сударства и потому рассматривал федерализм в качестве своеобразного компромисса между антиэтатизмом и этатизмом. Смысл федерализма он видел в объединении не­зависимых групп с целью создания всемирной федерации.

Социально-философское направление в теории федерализма (а точнее — фе­деративных отношений) развивалось и другими авторами. Среди них — Дени де Ружмон (1906—1985 гг.), автор концепции интегрального федерализма А. Марк, известный философ Р. Арон (А. Марк и Р. Арон выпустили в 1948 г. свою книгу "Принципы федерализма").







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.