Договор федерации и суверенных республик
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями 18 республик: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики. Статья I. 1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Российской Федерации; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. 2. Органы власти республик в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 3. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации. Статья II. 1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской ФедерацииКонституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) разграничение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; з) установление общих принципов налогообложения и сборов; и) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности; к) судоустройство, адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных органов; л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; м) установление общих принципов организации местного самоуправления. 2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. 3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации. Статья III. 1. Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия. 2. Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации. 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов. 4. В случае если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом. 29. «Полит.ру» публикует статью Ольги Буториной «Понятие региональной интеграции: новые подходы», в которой автор предлагает новый взгляд на региональную интеграцию, сегодня уже неразрывно связанную с процессом глобализации. «Региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессах стратификации мира, обусловленных глобализацией», - полагает автор. О возникновении региональной интеграции как явления можно говорить с момента окончания Второй мировой войны. Первыми на этот путь встали государства Западной Европы. В 1950 г. был образован Европейский платежный союз, в 1951 г. — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в 1959 г. — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В 1949 г. СССР и социалистические государства Центральной и Восточной Европы создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), к которому позже присоединились Монголия, Куба и Вьетнам. В 1960–1970-е годы после распада колоний появились многочисленные объединения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе наиболее крупные — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). На рубеже 1980–1990-х годов оформляются Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок — Меркосур, а также Содружество независимых государств (СНГ) и несколько других объединений на пространстве бывшего СССР. Впоследствии наиболее значимым событием стало расширение Европейского союза, которое проходило в два этапа (последний — 1 мая 2004 г.) и привело к увеличению числа его членов с 12 до 25 государств http://polit.ru/article/2006/04/10/butorina/ тут все говно
В современном мире происходит как бы «двойная» интеграция (Хасбулатов Р.И.): · всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации (ком. – наверное, глобальная); · традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов(ком. – наверное, региональная). Развиваясь на двух уровнях — глобальном и региональном, — интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. – противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО). Также различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств (Окрут З.М., Хасбулатов Р.И.): 1. Институциональный тип интеграции, или интеграция государств – это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизвод. процессов, в результате чего сближаются соц., пол., институт. структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей. Формы, или виды, региональной интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки факторов производства. В настоящее время существуют следующие формы региональной эк. интеграции: · Зона свободной торговли (ЗСТ) · Таможенный союз (ТС) · Единый или общий рынок (ОР) · Экономический союз (ЭС) · Экономический и валютный союз (ЭВС) ЗСТ – это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений МТ товарами. ТС – соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. ОР – соглашение, когда к дополнению ТС устанавливается свобода передвижения других факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы. ВТоборот между странами-участницами МЭИ перестает существовать, образуется внутренний рынок. ЭС – соглашение, когда к дополнению к ОР гармонизируется фискальная и монетарная политика. ЭВС – соглашение, когда к дополнению к ЭС проводится единая макроэкономическая политика, создаются наднациональные органы управления. Часто МЭИ предшествуют преференциальные торговые соглашения.
Основные результаты региональной интеграции: · Синхронизируются процессы эк. и соц. развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития · Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран · Рост ВВП и производительности труда · Рост масштабов производства, сокращение издержек · Образование региональных рынков торговли
2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) – речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают: · Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров. · Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.
Формы частнокорпоративной интеграции: · Создание совместных предприятий (СП) · Провдение международных производ. и науч. программ
(Окрут З.М.): В результате частнокорпоративной интеграции образуются рынки, которые базируются на сетьи прямых связей и торговля на таких рынках носит название интеграционной торговли. (Окрут З.М.): Как правило, региональная интеграция и интеграция на уровне предприятий протекают параллельно (ком. – З.М. называет интеграцию на уровне государств региональной).
30. Трансрегиональное, трансграничное и приграничное сотрудничество: понятие, модели.
Кароче пиздец ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРИГРАНИЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) приграничное сотрудничество - согласованные действия участников приграничного сотрудничества Российской Федерации и участников приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого экономического и социального развития приграничных территорий, установление, развитие и укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных территорий
31. Цель, нормативная база и перспективы объединения субъектов РФ. Цель: Одной из причин укрупнения субъектов РФ является рецентрализация, построение «вертикали власти» после хаотической децентрализации 90-х годов. Необходимость объединения обычно объясняется тремя факторами. Во-первых, противоречиями в управлении «матрешечными» субъектами РФ, существующими с начала 1990-х годов. Во-вторых, федеральные власти считают, что число субъектов РФ слишком велико, и это снижает эффективность управления. Для сокращения числа субъектов РФ модель объединения автономных округов, ранее входивших в состав более крупных регионов, выглядит наиболее простой и очевидной. В-третьих, выбор механизма укрупнения обосновывается его лоббистами следующим образом: социально-экономически более сильные «материнские» территории (края или области) должны стать «локомотивами» развития автономных округов, т.к. большинство округов невелики по численности населения и экономически слаборазвиты. Нормативная база: -Конституция РФ - ФКЗ от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" - ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ну про перспективы можно сказать что все регионы-матрешки будут объединены(Списочек приложу) Пермский край, Красноярский край, Камчатский край,Иркутская область, Забайкальский край(это объединенные регионы) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|