Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические воззрения на гражданское общество в регионах, его современное состояние и проблемы развития.



Интерес к концепту гражданского общества, возрожденный в начале 1980-х гг. западными обществоведами и деятелями антикоммунистической оппозиции в странах Восточной и Центральной Европы. Западные обществоведы увидели в разнообразных гражданских структурах и инициативах, действующих вне государственных и бюрократических структур, возможность преодолеть политическую апатию граждан, с которой столкнулись страны либеральной демократии.

Американский социолог Джеффри Александер определяет гражданское общество как сферу универсализации гражданской солидарности, «место», где формируются ощущения зависимости друг от друга. Интеграция граждан рассматривается в качестве следствия принятия общих культурных кодов, ориентаций и моральных ценностей.(сетевое ГО)

Так, тут я приведу выдержки из статьи Заболотной(она давала часть из них на лекциях)

Исследование свидетельствует о неравномерности развития инфраструктуры гражданского общества. Значительная часть общественных ассоциаций граждан сосредоточена в нескольких крупных городах (Тюмень, Ноябрьск, Новый Уренгой, Сургут, Нижневартовск). Это подтверждает то, что гражданское общество «вырастает» в городском пространстве, концентрирующем в себе разнообразие интеллигенции и профессиональных групп. Наблюдается неравномерность и в развитии отдельных секторов гражданского общества. Более трети из зарегистрированных организаций составляют профсоюзы, 13-15% – спортивные. Численность же благотворительных, экологических и правозащитных объединений в общем составе общественных ассоциаций составляет от 1 до 3%.

Чертой развитого гражданского общества является активность организаций, ориентированных на солидарность «с другими» группами: благотворительных фондов, организаций взаимопомощи и социального обеспечения, правозащитных движений. Сюда можно отнести и экологическое движение (оно практически не развито в регионе) как своеобразную форму выражения солидарности с будущими поколениями и ответственности перед ними. Вместе с тем существует общественный запрос на деятельность подобных организаций. Так, 29% участников социологического опроса отметили, что в первую очередь должны получить развитие детские и молодежные объединения, 25,6 – правозащитные, 22,5 – экологические, 17,8 – организации взаимопомощи, 8% – благотворительные. Правозащитная и экологическая деятельность – в числе приоритетных.

Дальше в статье говорится, что жители области скорее прибегнут к неформальным практикам решения проблем, чем обратятся к институтам ГО. Так же говорится о чрезвычайно низком коэфиценте популярности партий. А так же о низком участии граждан в общественных организациях и движениях.

Проблемы развития заключаются в том, что 1)ГО пытаются построить сверху

2) Инертность населения( большой запрос на «твердую руку», готовность поступиться правами ради благ)

Законодательная избирательная база и ее роль в развитии электоральных региональных процессов. Региональная структура электорального пространства накануне и во время выборов в легислатуры субъектов РФ в период с 1987 г. по 2010 г.

Законодательная база:

1.Конституция РФ

2.ФКЗ №5 от 28.06.2004г. «О референдуме в РФ»

3. ФЗ №138 26.11.1996г. «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными»

4. ФЗ №95 «О политических партиях»

5. ФЗ №67 «Об основных гарантиях политических прав»

Факторы электоральной активности и типы электорального поведения в регионах России. Возможность применения теории размежеваний и модели направлений в интерпретации электорального поведения населения субъектов РФ.

С точки зрения международных избирательных стандартов главными факторами, внаибольшей степени влияющими на электоральное поведение граждан, являются:

1. Стабильность законодательства: частое его изменение, в большинстве случаев, расценивается избирателем как политическая манипуляция и вынуждает думать, что избирательный закон является лишь инструментом в руках «власть имущих».Кроме того, по справедливому замечанию Л.Г. Алехичевой частое радикальное обновление федерального законодательства существенно снижает устойчивость законодательного регулирования в субъектах РФ и вынуждает законодательные органы в регионах неоправданно часто пересматривать принятые ими акты о выборах

2. Деятельность уже избранного состава законодательного (представительного) органа, выборного должностного лица. То, насколько реализуются обещанные в предвыборной программе положения, влияет на общее впечатление граждан от выборов. Отсутствие обратной связи между избранными должностными лицами и избирателями заставляет граждан считать, что выборы как демократический институт мало влияет на их будущее, а места в представительных учреждениях давно распределены. Вследствие этого, ценность демократического режима становится призрачной, что всерьез подрывает стабильность общества и государства.

3. Уровень правового воспитания граждан. С точки зрения избирательных стандартов, их закрепление и реализация, а также дальнейшая демократизация в стране, равно как и устойчивость общества и государства, зависят от создания соответствующего демократического климата в обществе, способствующего участию граждан в политических процессах и вызывающего у них желание быть субъектом политики и государственного управления, что, во многом, зависит от уровня правового просвещения граждан. Усилия, предпринимаемые в этой области Центральной избирательной комиссией РФ, являются недостаточными для полноценного решения задачи правового воспитания граждан, так как подобная работа должна проводиться комплексно, при участии всех федеральных государственных органов с одновременным привлечением общественных организаций.

 

Типы электорального поведения:

Туровский:

1. Партийное

2. Идеологизированное

3. Конформистский тип(голосование за партию, которая всегда побеждает)

 

Афанасьев:

1.Патриорхальный( высокая явка, голосование по совету руководителя)

2.Советский(высокая явка, голосование по совету начальника)

3.Послесоветский(протестное голосование, абсентеизм)

4.Партийное голосование(в зависимости от линии партии)

 

Чугров:Делит типы поведения по месту проживания(восток, запад, север, юг)

Восток- голосование за новых лидеров

Запад – конформизм, против всех

Север и Юг- за действующих лидеров

Приграничные зоны- националистические интересы

 

Так про возможности применения ничего нет, так что я щас обе теории тут распишу и крутимся как можем.

Теория размежевания Липсета:

Исходит из теории полит. системы. Политическая система конфликтна\ нестабильна. Главные конфликты возникают из идеологических различий -> общество расслаивается на различные социальные группы(размежевание). Эти различия переходят в полит. систему. Главные трансляторы различий ПАРТИИ.

Побеждает партия с центристской позицией и внушает электорату идею «один против всех»

 

Модель направлений:

Избиратель воспринимает повестку дня дихотомично. Либо поддерживает\неподдерживает.

Должна победить партия с не центристской позицией, а партия взгляды которой совпадают с убеждениями избирателей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.