Здавалка
Главная | Обратная связь

Координация вторичных схем



(8–12 месяцев). Дети могут координировать свои сенсомоторные схемы для достижения внешних целей. Ψ: Малыш старается открыть крышку коробки, чтобы достать игрушку, которую у него на глазах положил туда отец. На этой же стадии малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов.

Первым появляется узнавание: дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Ψ:ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, и на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха: ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. Он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле зрения. В 5-6 месяцев ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого, узнает близких и отличает их от чужих.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. Ψ:если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, немногие 8-месячные дети могут вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд после того, как ее спрятали.

Во II полугодии жизни у младенца начинают образовываться связи слова и предмета. В 7-8 месяцев при назывании взрослым предмета ребенок поворачивается к нему и смотрит на него. В 10-11 месяцев он может выбрать предмет по указанию взрослых. В конце первого года жизни появляется новая форма реакции на название предмета – указательный жест.

С процессом развития памяти тесно связан феномен детских страхов в этом возрасте. Неопределенность и детские страхи.

Примерно в возрасте 8–12 месяцев у младенцев начинают возникать определенные страхи, что, возможно, связано с развитием активной памяти и другими познавательными процессами. Обычно знакомое, но несколько видоизмененное явление вызывает у малыша особый интерес и улыбку. Но оно может также вызвать и состояние, называемое психологами чувством неопределенности, если малышу не удается сопоставить явление ни с одной из сложившихся у него схем. Например, ребенок может расплакаться, если мама наденет новую шляпу, в которой выгладит совсем по-иному, или впервые услышав голос, записанный на магнитофон. Если к тому же в это время ничто не отвлекает младенца от чувства неопределенности, беспокойство может усугубиться. Неопределенность, неспособность разобраться в отличающемся от знакомого явлении часто предшествует возникновению страха.

Самым распространенным в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. При приближении незнакомцев восьмимесячный ребенок морщит лицо, переводит взгляд с него на мать и через несколько секунд начинает плакать. Если незнакомец подойдет к малышу медленно, заговорит с ним мягко, начнет с ним играть, возможно, малыш и не проявит никакого беспокойства, но почти наверняка ребенок испугается, если человек, которого он видит впервые, подойдет к нему быстрым шагом, будет вести себя слишком шумно или неприветливо, попытается взять ребенка на руки.

Страх этот можно объяснить, например, тем, что ребенок, сравнивая схемы знакомых ему лиц с впечатлением о незнакомце, не может соотнести их. Чем старше ребенок, тем он быстрее распознает отличия. Более того, младенцы постарше, сравнивая лицо незнакомца с восстановленным в памяти образом знакомого лица, не найдя сходства, теряются и могут расплакаться.

Еще один страх – страх перед расставанием с близкими проявляется наиболее ярко, когда младенца оставляют в незнакомой комнате или с незнакомым человеком. Реже страх проявляется, когда ребенка оставляют дома или с кем-то из знакомых ему людей. Увлеченному игрой годовалому малышу мать говорит, что она уходит, но скоро вернется, и исчезает за дверью. Малыш пристально смотрит ей вслед и через несколько секунд начинает плакать. Слепые годовалые дети тоже расстраиваются, когда мать уходит. Они этого не видят, но могут услышать по звуку шагов. Страх расставания обычно появляется между 7 и 11 месяцами, обостряется между 15 и 18 месяцами, затем постепенно ослабевает. Механизм: огорчение малыша при расставании можно, очевидно, рассматривать также как страх при виде незнакомца. После ухода матери у малыша сохраняется в памяти образ ее прежнего присутствия, и он сравнивает его с настоящим положением. И если младенец не может справиться с различением образов настоящего и прошлого, он теряется и может расплакаться.

Некоторые дети начинают плакать, как только мать направляется к двери. Возможно, что у более развитого малыша возросшая способность восстанавливать в памяти и сравнивать сопровождается умением прогнозировать – мысленно представлять возможные события. Способность к предвидению ближайших последствий устойчиво обнаруживается у детей после 8 месяцев.

Возникновение перечисленных страхов предположительно не зависит от условий жизни ребенка. У младенцев в различных регионах мира неожиданно между 8 и 12 месяцами возрастает ожидание неприятных событий после ухода матери (рисунок). Более того, у детей, которых матери каждое утро оставляют в однодневных яслях, боязнь разлуки не появляется раньше и не менее сильна, чем у тех, за кем мать ухаживает постоянно.

Развитие речи

По мере развития слуховых и зрительных ощущений речевое общение со взрослым становится все более привлекательным и ребенок начинает отдавать предпочтение не тем, кто его только кормит и за ним ухаживает, а тем, кто с ним общается. Взрослый может гораздо дольше удерживать внимание ребенка системой воздействий, дающей все новые и новые впечатления.

Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в развитии понимания речи другого человека, а затем и в овладении речью.

В первый год жизни осуществляется так называемое предречевое развитие: интенсивное развитие интонаций и появление псевдослов. Первые интонации появляются с первыми попытками привлечь внимание взрослого с помощью голоса. Интонация недовольства – появляется на самых ранних этапах и не меняется в течение жизни. Недовольство, когда ребенок ощущает дискомфорт от мокрых пеленок, голода, недостатка внимания. Интонация спокойного гуления – аналог повествовательной интонации у взрослых – появляется в состоянии удовлетворения, когда ребенок сыт, ощущает себя комфортно в окружающей обстановке и имеет время для бодрствования. К 3-м месяцам в арсенале ребенка появляются интонации радости и смеха; к 7 месяцам – эмоциональная интонация просьбы; к концу года – интонация вопроса. К 2 годам – интонации выпрашивания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.